Отряд не заметит потери бойца...

Скандальные коррупционные дела разворачиваются по одной схеме: находят стрелочников, а главные фигуранты уходят в тень

Сюжет – хоть в Голливуд продавай. Оцените красочность и масштабность всей картины задержания обвиняемых в коррупции чиновников и последовавших за ним обысков и допросов. Для этого, напомним, из Москвы на берега Невы высадился целый десант сыщиков Управления экономической безопасности МВД РФ вместе с группой спецназа общей численностью 200 человек. Прибыли они в город на Неве ранним утром. К составу были прицеплены два спецвагона, в которых обратным рейсом в Москву были этапированы задержанные. Ну чем не иллюстрация решимости, с которой власть взялась за очищение своих рядов от казнокрадов?

Напомним, руководитель энергетического комитета, ряд его сотрудников, а также гендиректоры двух коммерческих фирм подозреваются в хищении 3 млрд рублей, предназначавшихся на строительство и капитальный ремонт объектов тепло- и водоснабжения города. Как установлено, одна фирма продавала другой старые газовые трубы, переделанные ею на скорую руку под тепловые, другая так же на скорую руку монтировала их...

Схема работала, как предполагается, не один год. В результате город получил как минимум 600 км некачественного трубопровода. Что сейчас и дает о себе знать. В эти дни о прорывах на трассах и, как следствие, отключении в жилых домах и учреждениях тепла и горячей воды буквально вопиют во многих районах 5-миллионого мегаполиса!

Проводились обыски московскими сыщиками одновременно по нескольким адресам как на квартирах, дачах, так и в служебных кабинетах подозреваемых. По просочившейся информации, сопротивления им никто не оказывал, но и не помогал. Один лишь Петров, едва к нему вошли, сам достал из домашних тайников крупную сумму в рублях и валюте (в общей сложности около 25 млн рублей), драгоценности на несколько миллионов и несколько свидетельств о собственности на право владения квартирами в элитных домах Петербурга, загородными особняками и земельными участками. На вопрос представителей силовых ведомств, откуда столько, буркнул в ответ: «Накопил». Для сведения: ежемесячная зарплата чиновника его уровня не превышает 70–80 тысяч рублей в месяц, включая премиальные.

В тот же день до поздней ночи всех задержанных, более 10 человек, допрашивали в Управлении МВД по Северо-Западу на улице Чайковского. В итоге четверых решено было этапировать в Москву, где уже на следующий день суд избрал для них меру пресечения – арест. Среди этой четверки – трое сотрудников «Петрокома» (поставщика труб), включая владельца фирмы Андрея Кадкина и директора ГКУ «Управление заказчика» комитета по энергетике городской администрации Константина Мосина (при его непосредственном участии проводились конкурсы на реконструкцию трубопроводов, а также прием работ). Кадкин настаивал через своего адвоката о подписке о невыезде в обмен на залог в 25 млн рублей – наличными и сразу. Но ему в этом было отказано.

Владислава Петрова, к удивлению многих, в числе задержанных не оказалось. Как и его предшественника на посту главы комитета Олега Тришкина. Последний оставил свой пост в декабре 2011 года. То есть вполне мог быть причастен к афере, действовавшей не один год. Оба проходят по делу в данный момент как свидетели.

Наутро после обыска и допроса Петров прибыл в Смольный, где подал губернатору заявление об отставке по собственному желанию.

– Это заявление я, конечно, подписал, – сказал Георгий Полтавченко журналистам. – Мне жаль, Петров хороший специалист. После того как он возглавил комитет, положение с энергетикой в городе улучшилось. Но тут такая ситуация… Знаете, есть такая песня: «Отряд не заметил потери бойца». Вот и мы так же…

Попытка узнать у губернатора, почему всем этим скандальным делом занимаются не питерские, а московские силовые ведомства, завершилась ничем. Губернатор перевел разговор на текущие проблемы, напомнив лишь, что это именно с его подачи удалось почти что поймать за руку коррупционеров от энергетики. Но тогда одно из двух: или губернатор все-таки лукавит, или он имеет основания не доверять питерским силовикам и потому призвал на подмогу десант из Москвы.

Голоса

Евгений Вышенков, заместитель гендиректора Агентства журналистских расследований:

– Похоже на пиар-кампанию. Если бы обыски и аресты проводились питерскими силовиками, то было бы чисто наше, городского значения событие, в России мало кто о нем узнал бы. А так прогремели на всю страну. С одним только «но». Нам весь тот день говорили о масштабных обысках у десятков задержанных, о крупных денежных суммах в тайниках. Но арестованы в итоге только четверо, из которых двое – малоизвестные бизнесмены, двое других – чиновники средней руки. А Петров, у которого нашли десятки миллионов непонятного происхождения, – всего лишь свидетель, и в Смольном о нем чуть ли не горюют: ах, какой хороший был работник!

Похоже на случай с Сердюковым. «Оборонсервис» погряз в коррупции, на комп­рометирующих документах стоит подпись экс-министра обороны, но к нему у главы правительства претензий нет, напротив, его роль в военной реформе превозносится... И у следователей, выходит, вопросов к Сердюкову тоже не обнаружилось.