Инет да газета «Труд» – вот мои кореша-товарищи!

Поэт и гармонист Игорь Растеряев стал номинантом престижной Григорьевской поэтической премии

Учреждена эта премия в память о замечательном петербургском поэте Геннадии Григорьеве, присуждается ежегодно за достижения в современной русской поэзии. Несколько неожиданно и тем особенно приятно было узнать, что среди претендентов на главную награду текущего года и герой нескольких публикаций нашей газеты. С Григорьевской премии мы и начали разговор с Игорем.

Предполагается, что номинанты данной литературной награды – уже состоявшиеся поэты. Вы считаете себя таковым?

– Мне как-то неудобно называть себя музыкантом или поэтом. В первую очередь потому, что я никогда с этими культурными явлениями профессионально не соприкасался. И степень глубины моей осведомленности в вопросах музыки или поэзии такова, что учредителям Григорьевской премии лучше об этом не знать, смутятся. Я просто иногда пишу песни – на темы, которые меня слишком волнуют. И здесь у меня свои критерии образности: стараюсь, чтобы это был концентрат дум и чувств, а не теплая водичка, которой разведена пара заплутавших мыслей.

– Но стихи-то вы пишете? Именно стихи, а не слова к музыке?

– Пишу лет с пяти. Одно из первых: «Ленин самый умный – Ленин не дурак...» Помню, родители очень просили не читать это на утреннике в детском саду.

– В первом нашем с вами интервью полтора года назад вы обмолвились, что музыка для вас – образ жизни. А стихи? Насколько сам жанр «поэт-гармонист» соответствует сегодняшнему дню?

– Зачем мне самому думать, каким жанром обзовут то, что я делаю? У меня есть заботы поважнее – как задеть слушателя за то живое, искреннее, что есть в каждом человеке. Самовыражение – это, конечно, важно, но оно должно совпасть с признанием слушателей. Такая вот гордыня. А как это получается... Сам не знаю. Приходит мелодия какая-то или строчка, лежит в тебе годами, зреет. Ходишь, ходишь… И все оттягиваешь момент, когда это выльется вместе со словами на публику.

– Насколько расширилась ваша гастрольная география? Где побывали за последние год-полтора? Что исполняли?

– Только что вернулся из Ижевска. Был также в Тюмени, Челябинске. Скоро поеду на Дальний Восток. Ездим, поем свои песни – все так же под гармонь. Нигде не слышал, чтобы кто-то сказал: слушай, парень, куда ты со своей гармонью в ХХI век лезешь? Нет, нас слушают и понимают. По глазам вижу. А именно это для пишущего человека главней всех премий.

– Где лучше вас встречают – в городах больших или малых, на селе? Еще говорят, что чем дальше от Москвы и Питера, тем люди приветливее, душевнее. Это так?

– Нас, честное слово, везде хорошо встречают. Народ в глубинке, конечно, отличается, но вовсе не тем, что он лучше или хуже столичного. Хотя некоторыми наблюдениями все-таки поделюсь. Самые интеллигентные люди, на мой взгляд, в Ижевске: очень воспитанные, культурные и предупредительные. Так же, как и в Новосибирске, и в Калининграде, и в Екатеринбурге. В Рязани народ нараспашку – ребята там такие простые, абсолютно открытые. Да и в Москве люди не такие хмурые, как принято думать, могут и подпевать, и по три раза на бис вызывать. Просто места в Москве знать надо. Что еще? Этой осенью давали концерт для земляков в небольшом городке Михайловка Волгоградской области и в Урюпинске. Я почему-то был уверен, что раз песни написаны конкретно про ту землю, реку и про тех людей, где мы эти песни исполняем, то это обеспечит особо теплый прием. Оказалось, что не в географии дело, а в искренности, только в ней, родимой!

– Игорь, что-то изменилось для вас в вашем питерском театре «Буфф» после оглушительного успеха вне его сцены?

– К счастью, ничего. По-прежнему играю маленькие роли – и рад этому. Коллектив там очень хороший.

– Так, может, пора уже уходить в свободное плавание? К большим ролям – неужто не хочется в Гамлеты? Или в кино, чтобы наутро проснуться знаменитым?

– Да нет, мне и так хорошо. Снимался несколько раз в сериалах, так, по мелочи, но никогда в кино не рвался. И оно отвечает мне тем же.

– Ваш первый музыкальный ролик был размешен на YouTube, откуда и накатила народная слава гармониста Растеряева. По-прежнему дружите с Рунетом?

– А с кем же мне еще дружить? Только с инетом да с газетой «Труд». Вот мои кореша-товарищи.

– Госдума печется об авторских правах и с помощью новых законов старается сделать так, чтобы творческие люди зарабатывали в Сети. А у вас с сайта можно по-прежнему совершенно бесплатно скачать любую вашу песню...

– Я только за. Мне не жалко.

– Изменился ли ваш статус холостяка и завидного жениха?

– Не очень люблю говорить про личную жизнь. Я и так весь нараспашку, хочется что-то и для себя оставить сокровенное.

– Тогда про возраст. Вам в этом году исполнилось 33 года. Для многих рубеж, когда сверяют часы: так ли человек живет, своим ли делом занимается?

– Песня «Ходики» дописалась как раз в день 33‑летия. Там есть такие строчки: «Мне на подоконник дождик воду льет, А в углу в иконе Боженька живет. В ходиках кукушка счет ведет часам. Что мне дальше делать, я не знаю сам…» Вот так самокритично.