«Папенька, кто рушил эту дорогу?»

Так бы, возможно, спросил мальчик из классического некрасовского стихотворения, сядь он в наши дни в поезд и погляди в окно на состояние придорожных строений, многие из которых являются памятниками архитектуры

Увы, Российские железные дороги не очень о них заботятся. Эту проблему ставит выставка «Потерянная магистраль», открывшаяся в Центральном Доме архитектора.

Бьют тревогу общественное движение «Архнадзор» и Московский союз архитекторов. Впрочем, под их обращением граду и миру могли бы подписаться зодчие целой страны: разрушения и утраты коснулись вокзалов и технических сооружений по всей Руси великой. Когда в XIX веке ее просторы пересекла «чугунка», вероятно, немногие задумывались над тем, насколько долговечны рельсы и подводящие к ним строения. Еще меньше людей понимали, что станции и депо — не только сугубо технические сооружения, но и документ эпохи, зачастую с эстетическим месседжем. Строили в ту пору надежно, возведение железных дорог было делом государственной важности, а работа на них — престижной. Еще Николай I заложил традицию: проекты новых линий утверждали и лично курировали российские императоры. Железнодорожные магистрали строили лучшие инженеры и архитекторы — Константин Тон (автор храма Христа Спасителя), Алексей Щусев (автор Мавзолея), а также Лев Кекушев, Иван Иванов-Шиц, Альберт Бенуа и многие другие. Здание Киевского вокзала в Москве — не меньший шедевр Романа Клейна, чем Музей изящных искусств, ныне ГМИИ. Авторы новаторских конструкций — инженеры Владимир Шухов и Иван Рерберг — известны во всем мире. Однако это не помешало РЖД снести шуховскую водонапорную башню на станции Подольск...

По прошествии лет эти строения покрылись благородной патиной времени, окружены романтическим флером. Кто из нас не разглядывал окрестности, сидя в вагоне, не смотрел с любопытством на проплывающие за окном строения — вокзалы, порой миниатюрные, будки обходчиков, массивные башни? Когда-то казалось, что стоять им вечно. Но не тут-то было — оказывается, новое железнодорожное ведомство весьма своеобразно поддерживает вековые традиции.

Фото предоставлено устроителями выставки

Выставка «Потерянная магистраль. Российские железные дороги 2003–2013» рассказывает об утратах наследия за последние 10 лет — время деятельности ОАО «РЖД». Эта корпорация получила сотни красивейших исторических зданий: вокзалы, депо, водонапорные башни, служебные постройки. Трудно понять, почему их сохранение не стало задачей ОАО «РЖД» — напротив, участились случаи пожаров, бессмысленных сносов и такой реконструкции, что слово «новодел» звучит еще мягко. За десять лет снесены многие памятники архитектуры и инженерной мысли: Веерное депо в Москве, вокзал в Войсковицах Ленинградской области... Лишь на фото сохранился крытый павильон подмосковной платформы Ильинское — это был последний в России «дачный» вокзал. Уже в советские годы он видел многих госдеятелей вроде Молотова и Булганина, ездивших на работу... электричкой. Так же добирался отсюда в Москву и Солженицын, в 60-е живший на даче Ростроповича. Сейчас администрация РЖД обещает восстановить вокзал, да, увы, чертежи не сохранились — они давно сгорели вместе с архивом на одной из «приговоренных» станций. Сносить же пристанционные строения и ставить турникеты под эфемерным пластиковым навесом, будто мы живем в жаркой Африке, а не в холодной России, стало недоброй традицией новых времен.

Фото предоставлено устроителями выставки

Скандально известно теперь Круговое депо станции Москва. Первое паровозное депо, одно из ранних железнодорожных зданий Москвы в 1847–1849 годах выстроил будущий автор храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца Константин Тон. Основоположник русского «железнодорожного» стиля в архитектуре объединил мотивы церковного и крепостного зодчества, а в общий ансамбль вписал водонапорную башню. После 1917-го в депо были склады, мастерские, завод «Макет»... Но с 1991 года — статус выявленного объекта культурного наследия. Это не помешало ОАО «РЖД» в 2008 году инициировать снос Кругового депо под предлогом строительства новых путей. Общественность забила тревогу ради спасения памятника. В результате махинаций в апреле 2013-го РЖД получила разрешение Мосгорнаследия на снос почти половины здания. Что и произошло в ночь на 31 мая... под видом «реставрации». В сносе применяли тяжелую технику, не укрепив здание, — теперь оставшейся его части грозит обрушение. Тем не менее в РЖД этот вопиющий случай назвали «примером реставрации, достойным европейской практики».

Фото предоставлено устроителями выставки

Невосполнимыми потерями чревата и безграмотная реконструкция, ведущая к искажению исторического облика. Что произошло с многими постройками Московской окружной железной дороги, с вокзалом станции Кипрево во Владимирской области...

Выставка вобрала снимки полусотни объектов, показывающих все богатство архитектурного наследия железных дорог. Энтузиасты из «Архнадзора» фотографировали станции по всей стране, от Москвы и Питера до Тайшета. И это лишь малая часть зданий, которые в опасности либо уже погибли. Нередко, когда встает вопрос о необходимости реконструкции, вокзалы попросту горят — как всегда у нас, неожиданно. Так случилось в Калязине под Тверью, на платформе Курорт в черте Петербурга. Особенно «везет» деревянным вокзалам — каждый год сносят несколько исторических зданий Октябрьской железной дороги, старейшей в России полноценной магистрали. Не пожалеем ли мы об уютных строениях с неповторимым, таким русским обликом?

Трудно сосчитать здания, находящиеся под угрозой уничтожения, как вокзал станции Сеятель в Новосибирске, или заброшенные строения — это практически все водонапорные башни, но не только. Печальна участь затейливого вокзала в Рюриково, а ведь этот небольшой разъезд на линии Вязьма — Калуга — Тула исторической Сызрано-Вяземской (ныне Московской) железной дороги весьма примечателен. Большой вокзал там возвели в начале ХХ века для знатных гостей, приезжавших на псовую охоту в усадьбу Першино. В 1887 году имение купил дядя императора Николая II великий князь Николай Николаевич. Он превратил Першино в образцовую охотничью усадьбу, где бывали первые лица России. После революции здесь устроили Музей охоты и быта, но вскоре он был заброшен. Ждет ли та же судьба вокзал в неорусском стиле, который строил Федор Шехтель?

Впрочем, что нам Рюриково — заброшена даже платформа Ленинская на Павелецком направлении МЖД. Отсюда в 1924 году везли тело вождя из усадьбы Горки в Москву. В середине века выстроили помпезный вокзал в духе «сталинского классицизма». Окруженный голубыми кремлевскими елями, сегодня закрыт и он.

По контрасту — заграничные фото. Вот станция Виланова-и-Желтру под Барселоной: паровозное депо прослужило с начала ХХ века до 1967 года. Уже спустя пять лет Европейский конгресс железнодорожных моделистов предложил создать там музей. И музей железных дорог Испании открылся уже в 1990-м! Еще хитрее поступили британцы с депо 1847 года между Лондоном и Бирмингемом. Прекрасная ротонда из кирпича с металлическим каркасом прослужила лишь 20 лет: паровозы перестали помещаться в небольшом здании, и полвека его использовали как склад, а потом и вовсе забросили. Однако в 1960-х депо превратили в концертный зал, где выступали легенды рока: «роллинги», «Пинк Флойд», «Лед Зеппелин», Джимми Хендрикс. С 1983 года депо снова пустовало, но долго так простоять ему не дали — после реставрации с сохранение подлинных деталей это вновь концертный зал Roundhouse. Возможно, хотя бы он послужит примером для ОАО «РЖД»?