Битва на костях

РПЦ пытается забрать шесть объектов Музея городской скульптуры Петербурга

Митрополит Варсонофий обратился к губернатору Александру Беглову с просьбой передать церкви шесть зданий в центре города, которые относятся к музейному комплексу. Аргументы? Ссылка на грядущий в 2021 году юбилей — 800 лет со дня рождения святого князя Александра Невского.

Сама постановка вопроса в письме митрополита противоречит законодательству. «В этих зданиях — трех церквях, богадельне, певческом корпусе, жилом доме — располагается Государственный музей городской скульптуры, — комментирует обращение вице-губернатор Санкт-Петербурга Евгений Елин. — Благовещенскую и Лазаревскую церкви передать невозможно, там внутри находятся надгробия — экспонаты музея. Передача остальных объектов возможна, но тогда необходимо найти новое здание для музея. А денег в бюджете города на это нет».

Упомянутые надгробия включены в состав Музейного фонда РФ, это раритеты, выдающиеся произведения искусства, национальное достояние. Музей городской скульптуры — единственное учреждение в Петербурге, занимающееся изучением, сохранением и реставрацией памятников в открытой городской среде. Сегодня он несет ответственность за более чем 200 объектов, среди которых Ростральные колонны, Нарвские и Московские триумфальные ворота, сфинксы на пристани у Академии художеств, конные группы на Аничковом мосту, памятники Петру I, Екатерине II, Николаю I, Пушкину, Ломоносову, Суворову и многие другие монументы, открытые всем, всегда и бесплатно.

Но главной экспозицией музея по праву считаются некрополи и усыпальницы, расположенные на территории Александро-Невской лавры. Старейшая из них — Благовещенская церковь, русский пантеон — первый каменный храм Петербурга, построенный в XVIII веке Доменико Трезини в качестве усыпальницы для членов царской фамилии и представителей таких известных дворянских родов, как Шуваловы, Трубецкие, Вяземские, Юсуповы. Здесь находится и могила великого полководца Александра Суворова.

Всего в Благовещенском храме расположено 120 захоронений. Все надгробия — работы знаменитых скульпторов и архитекторов, на территории некрополя можно проследить, как развивалось мемориальное искусство.

Лазаревская церковь пристроена к Благовещенской и тоже изначально была семейной усыпальницей графов Шереметевых. Сейчас здесь могилы многих выдающихся людей России: Д. И. Фонвизина, И. А. Ганнибала, К. И. Росси, М. В. Ломоносова. На территории Тихвинского кладбища или некрополя мастеров искусств покоятся великие деятели культуры: Ф. М. Достоевский, И. А. Крылов, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, М. И. Глинка, И. И. Шишкин, П. И. Чайковский...

Исторические захоронения с надгробными памятниками, напольные плиты, настенные эпитафии, скульптурные композиции, повторю, включены в состав государственной части Музейного фонда России. Государственные музеи, как все мы знаем, — общенародное достояние и не должны принадлежать никаким конфессиям, общественным организациям или частным лицам, они созданы для сохранения и просвещения. Народное достояние в полном смысле слова, безо всяких кавычек. И когда представители РПЦ заявляют, что им надо молиться непременно на могиле Суворова или Достоевского, то они не только пренебрегают законом, но и лукавят.

Так что, пожалуйста, без кликушества. Молиться за упокой души? В день рождения и в день памяти Суворова музей открывает доступ к его могиле для всех, бесплатно и свободно. Да и обычная плата за посещение некрополя невелика: 50-100 рублей. «Мы никогда и никому не препятствуем в проведении церковных служб, панихид и различных церковных церемоний, на которые поступают запросы, как в Благовещенской усыпальнице, так и в других музейных некрополях», — подчеркивают руководители музейного комплекса.

Трудно не заметить, что церковь, как правило, требует вернуть ей хорошо сохраненные усилиями поколений музейщиков объекты. Зато равнодушна к заброшенным церковным памятникам, которых, увы, немало на нашей земле. Комплекс всей Александро-Невской лавры был отремонтирован в 2013 году за государственный счет (правда, церковные начальники говорят, что это был косметический ремонт).

Ну а храм-памятник Сампсониевский собор? Построенный Петром I по случаю победы в Полтавской битве и буквально возрожденный музейщиками на средства, ими же заработанные, Сампсоний передан в собственность РПЦ согласно подписанному в 2010 году президентом Дмитрием Медведевым ФЗ № 327. Закон этот, дающий право религиозным организациям вернуть в собственность или безвозмездное пользование храмы, закрытые после Октябрьской революции 1917 года, тяжело ударил по памятнику.

Живопись и убранство Сампсониевского собора (а такой коллекции икон этого периода нет даже в Русском музее) возрождены усилиями сотрудников Исаакиевского собора. Но теперь к вещам из реестра национальных сокровищ прикладываются богомольцы. Представьте, подходите вы в музее к древней иконе и целуете ее... А в действующем храме это вандализмом не считается. Реставраторы, которые знают эти иконы не один десяток лет, сразу подметили сколы краски, трещины, потертости, царапины, восковые натеки, особенно на тех иконах, которые находятся на царских вратах.

Церковные службы в Сампсониевском велись и раньше, но не так интенсивно, как после передачи собора в собственность РПЦ. И драгоценная живопись стала заметно ветшать. Но новые хозяева не несут за это ответственности. Шедевры русского зодчества и искусства перешли Петербургской епархии без охранных обязательств!

И такие примеры, увы, множатся. Чего стоят православные ярмарки, которые по благословению митрополита Петербургского и Ладожского Варсонофия регулярно проводятся в Александро-Невской лавре. Прямо на газонах недавно отреставрированного за десятки миллионов государственных рублей Митрополичьего сада выстраиваются палатки, которых в центре Петербурга не видели с 90-х. Тут прямо со столов торгуют колбасой, рыбой, китайскими сумками, иконами, медом, мазью от импотенции и бородавок и прочими чудотворными снадобьями. В казачьем кафе прямо на территории сада-памятника жарили шашлыки «по старинным рецептам», торговали амуницией — нагайками, саблями, саперными лопатками. По газонам разъезжали машины участников ярмарки...

Почему в той же православной Греции мы не встречаем таких сюжетов? Более того, греческие представители церкви нередко сами передают музеям на хранение предметы национальных святынь. А у нас никто не ответил за недавнее бессмысленное вскрытие мраморной гробницы Александра III в Петропавловской крепости. Это музейный экспонат, принадлежащий Музейному фонду РФ, варварской поломке которого музейщики недолго сопротивлялись... Вот уж буквально: против лома нет приема.

О какой же любви к ближним и к Родине можно говорить, занимая такую позицию? Под предлогом юбилея святого князя требовать вернуть из Эрмитажа в лавру серебряную раку Александра Невского! Всем грамотным ответственным людям это кажется абсурдом, но не церковному начальству. «Не в силе Бог, а в правде!» — этот завет Александра Невского хочется напомнить инициаторам спора об имуществе.

На днях патриарх Кирилл обратился с просьбой к президенту, попросил Владимира Путина помочь с ремонтом Александро-Невской лавры. Просить у государства помощи в реставрации и при этом так незатейливо перетягивать имущество на себя? Неужели кому-то хочется снова получать разгневанные петиции, наблюдать манифестации рассерженных горожан? Но властям-то это зачем? У музея — некрополь, у Эрмитажа — рака, у Москвы — Спасо-Андроников монастырь... Не проще ли отменить скомпрометировавший себя закон, который и впредь будет плодить конфликтные, тупиковые ситуации по всей стране? Или хотя бы ввести на него мораторий. Это пойдет только на пользу общественному согласию в нашей стране.

P.S. РПЦ претендует и на Благовещенскую усыпальницу и бывший Спасо-Андроников монастырь, на территории которого находится Музей имени Андрея Рублева и старейший храм Москвы за пределами Кремля — Спасский собор.