ЧП становится нормой

Пять аварий за неполные два года работы Роскосмоса

Аварийный запуск ракеты «Зенит-3SL» в рамках международной программы «Морской старт» вызвал отклики в мире — и далеко не восторженные. «Запуск ракеты в океан отбросил Россию на полвека назад», «Доверие заказчиков может пошатнуться», «Падение «Зенита» обернется отставками», «Очередной провал» — это лишь некоторые заголовки.

Напомним: 1 февраля с морской платформы-космодрома «Одиссей» в Тихом океане стартовала российско-украинская ракета «Зенит» с телекоммуникационным спутником «Интелсат-27», изготовленном компанией Boeing Satellite Systems для обслуживания заказчиков в Америке и Европе. 6-тонный аппарат был рассчитан на 15 лет службы и оценивался в 400 млн долларов. Ракета и космический аппарат упали в океан в 4 км от пусковой платформы.

Череда крупных аварий преследует российскую космонавтику. В апреле 2011-го Роскосмос возглавил Владимир Поповкин. Он начал энергично закручивать гайки, усилил контроль за качеством работ, но ЧП в отрасли продолжаются: пять аварий за неполные два года!

18 августа 2011-го «Протон-М» вывел на нерасчетную орбиту новейший телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ4». 24 августа грузовой корабль «Прогресс» с продовольствием и оборудованием впервые

за 30 лет не смог добраться до МКС.

9 ноября сокрушительным провалом завершился крупный проект «Фобос-Грунт» — межпланетная станция, выведенная в околоземное пространство, так и не полетела к Марсу. 23 декабря вскоре после старта упал на Землю спутник связи «Меридиан-5». 6 августа 2012 года «Протон-М» не вывел на расчетную орбиту спутники связи «Экспресс-МД2» и «Телком-3». Теперь вот утоплен в океане дорогостоящий спутник «Интелсат-27». Правда, пока не вполне ясно, по чьей вине. Тем не менее многовато ЧП.

Глава правительства поручил вице-премьеру Дмитрию Рогозину установить причины неудачи с «Зенитом». Владимиру Поповкину — расследовать аварию и «до 15 февраля доложить о результатах с необходимыми выводами и предложениями, включая предложения об ответственности должностных лиц и организаций». Дежурные слова... По неофициальной пока информации, произошел отказ агрегата, обеспечивающего работу рулевых приводов. Сопла двигателя не повернулись, и ракета пошла по неверной траектории. Серийное производство 9-тонного двигателя РД-171М осуществляется не на Украине, а на заводе НПО «Энергомаш» в подмосковных Химках.

Однако, по одной из версий, сбой в работе агрегата произошел из-за неисправности бортового источника мощности (БИМ), регулирующего давление в рулевых приводах двигателя. Если это так, то вина за падение «Зенита» будет возложена на украинское предприятие «Южмаш», где изготавливали БИМ.

Но в любом случае пострадает имидж российской «Энергии», главного акционера «Морского старта». Ибо в проекте ведущая роль принадлежит прославленной компании, где создавался и первый спутник, и первый пилотируемый корабль, и легендарная ракета «Восток». Именно участие России в «Морском старте» давало заказчикам уверенность в успехе.

Сегодня положение дел в нашей космонавтике остается сложным. За комментариями мы обратились к известному своими компетентными и принципиальными оценками Борису Владимировичу Бальмонту — одному из тех, кто руководил советской ракетно-космической промышленностью, Герою Соцтруда, академику, лауреату Государственной премии:

— Налицо диагноз: снижение надежности ракет, качества работ. А за этим — острейшая нехватка квалифицированных кадров на всех уровнях. Ветераны уходят, сами или под давлением, а на смену опытнейшим конструкторам, исследователям приходят хваткие менеджеры, не знающие отрасли. Это трагедия! В космонавтике происходит, выражаясь языком ракетчиков, выгорание. Несовершенна система управления отраслью, недостаточна квалификация руководящих кадров. И, конечно же, не соответствует уровню задач зарплата работников отрасли. Нужно увеличивать ее, чтобы привлечь талантливых специалистов, причем в разы...

«В Роскосмос на смену знающим специалистам пришли военные, подполковники и полковники, — вторил год назад в интервью «Труду» дважды Герой Советского Союза, конструктор Валерий Рюмин, готовивший многие корабли к полету и сам четырежды поднимавшийся на орбиту. — Настоящих профи на ключевых должностях в Роскосмосе почти не осталось... Ушел генерал Перминов, пришел генерал Поповкин. Вообще же у нас давно не было в отрасли наверху крупного государственного деятеля, влиятельного и авторитетного. Я имею в виду таких личностей, как Устинов, Смирнов, Афанасьев».

Стоит ли удивляться, что ряд решений, принимаемых в космонавтике, вызывает вопросы у специалистов. Зачем, например, нам надо было участвовать в проекте «Морской старт»? Еще в 2009-м компания оказалась практически банкротом. Boeing, чтобы не выбрасывать деньги на ветер, вышел из проекта. А РКК «Энергия», вложив немалые средства, стала, наоборот, держателем контрольного пакета. Но перспективы у «Морского старта», по мнению ряда экспертов, неважные. Теперь руководители РКК «Энергия» предлагают государству выкупить морской космодром. Но зачем такая гиря госбюджету? Тем более вблизи экватора, только не в Тихом океане, а в Южной Америке мы запускаем наши «Союзы» с космодрома в Куру...

Возможно, глава РКК «Энергия» Виталий Лопота серьезно промахнулся, делая ставку на «Морской старт». Что ж, бывает, ошибку надо исправлять. Однако, как говорят информированные собеседники, Виталия Лопоту, видимо, просто «выдавят». Скоро, похоже, должность руководителя космического предприятия будет считаться в отрасли расстрельной.