Наталья Осипова станцевала «Щелкунчика» не по-детски

Пермский театр оперы и балета впервые приехал в Москву со своей новой прима-балериной

В Государственном Кремлевском дворце показали «Щелкунчика» Пермского государственного театра оперы и балета в версии хореографа Алексей Мирошниченко. Москва наконец увидела знаменитую балетную труппу с ее новым украшением – прославленной Натальей Осиповой, примой лондонского Ковент-Гардена, с прошлого года пожелавшей стать и примой в Перми.

Что только не делали хореографы мира из «Щелкунчика», от классической сказки у Григоровича или Вайнонена до полубредовой квазифрейдистской фантазии у Бежара. Пермские постановщики явно не хотели расстраивать основную часть балетной публики и придумали спектакль в общем традиционный. Их ноу-хау: действие происходит в антураже не гофмановской готики, а Петербурга времен Чайковского. Хотя, конечно, тоже сказочно преображенного – примерно как в отечественном мультике десятилетней давности на тот же сюжет (сценограф Альона Пикалова). В остальном же герои – ровно такие, какими большинство из нас привыкли их себе представлять. Ну, может, мыши отчего-то не столь инфернально-отвратительны, как обычно, а даже скорее забавны. Такие вряд ли могли сильно насолить Щелкунчику. Зато добавились некоторые герои, в традиционных балетных версиях отсутствующие, например племянник Дроссельмейера – дневное воплощение ночной грезы главной героини. А сам Дроссельмейер вырастает до фигуры почти масштаба моцартовского Зарастро (намек на главную музыкальную любовь Чайковского?).

Не сказал бы, что хореографическая партитура как-то особенно виртуозна и хлестка, но она ни секунды не скучна, а знатоки разглядят в ней игру тонких обертонов-намеков на мир романтического балета, от «Жизели» до «Лебединого озера» и даже дальше, до «Петрушки». Дивертисмент второго действия порой весьма увлекателен – имею в виду Испанскую пару (Анна Поистогова и Геннадий Еналдиев), Восточную (Полина Булдакова и Иван Порошин), Китайскую (Екатерина Пятышева и Арнай Омарбаев), Русскую (Елена Хватова и Артем Мишаков), Французскую (Инна Билаш и Денис Толмазов), Итальянскую (Ксения Барбашева и Тарас Товстюк). Очень красив Вальс цветов, где вокруг четырех солистов-стебельков вьют узоры шестнадцать девушек-цветков.

Но, конечно, сенсационность событию придало участие в нем Натальи Осиповой в роли Мари. Дело даже не в том, насколько технически совершенен ее танец (это само собой), но в хватающем за сердце эмоциональном посыле балерины. Наталья – мощная актерская и человеческая личность, наделенная громадным драматическим, трагическим даром. А это так ценно, особенно когда дело касается музыки Чайковского, для которого не существовало легких проходных тем даже в детской сказке: если уж радость – то до небес, а боль – на разрыв сердца.

Отдадим дань и хореографу, который чутко уловил это созвучие личностей композитора и исполнительницы. В главном, кульминационном дуэте Мари и Принца (Никита Четвериков) он услышал то, мимо чего обычно проходят постановщики – открытый трагизм этого потрясающего адажио. И нашел ему сценическое воплощение: Принц не может переступить порог сказочного мира, чтобы соединиться с девушкой из мира людей, он вынужден исчезнуть в момент, когда «счастье было так возможно, так близко»…

Нет, в конце концов все решается благополучно, и детей тоже смело можно вести на спектакль, плакать в конце они точно не будут. Вот только представление в Москве было единственным, теперь надо ловить момент, когда Наталья в ее мировых странствиях вновь заедет ради столь необычно трактованной ею Мари в Пермь – или театр прилетит на встречу с ней в одну из мировых балетных столиц.