Как война делает из ангелов чудовищ

В ГИТИСе вышел спектакль о Второй мировой «Толстая тетрадь»

В ГИТИСе на третьем курсе Мастерской Олега Кудряшова вышел спектакль о Второй мировой «Толстая тетрадь». Режиссер-педагог Татьяна Тарасова создала его по одноименному роману швейцарской писательницы венгерского происхождения Аготы Кристоф. Написанное в 1986 году, произведение было переведено на 30 языков. Нынешняя постановка далеко вышла за рамки учебного процесса и вполне сопоставима с самыми яркими и значительными столичными премьерами. Тем более удивительно, что на московской сцене книга до сих пор не получала воплощения.

Толстая тетрадь — это дневник, который ведут главные герои, подростки-близнецы из Венгрии. В начале спектакля они классические хорошие мальчики: в аккуратной одежде, с приятными открытыми лицами, застенчивые и очень привязаные к маме. Правда, по ходу действия их белоснежные рубашки запачкаются, обагрятся кровью, похожей трансформации подвергнутся и мальчишечьи души, искалеченные войной.

Сначала насилие придется пережить самим близнецам, причем со стороны собственной бабушки, в деревню к которой мать привезет их, спасая от голода и бомбежек в городе. Старуху в родных местах зовут ведьмой, дочь она не любит, а внуков не будет кормить и не пустит в дом до тех пор, пока они не станут наравне с ней работать в ее хозяйстве.

Вырабатывая защитную реакцию на жестокость окружающего мира, мальчики решают укреплять волю: устраивают себе испытания то голодом (в тот самый миг, когда старуха уже слегка оттаяла к ним и угощает курицей), то болью (после этого и бабкины побои нипочем). Вот только от культивации таких «сверхчеловеческих» качеств (ницшеанство, напомним, было очень модно в начале ХХ века) близнецы постепенно черствеют. Когда они, тренируя тело и эмоции, убивают животных, их жестокость осуждает даже бабка, избытком доброты отнюдь не страдающая.

После этого — один шаг до того, чтобы поднять руку на людей. Красавице-служанке, дразнившей хлебом изможденных военнопленных, «ведьмины внуки» подкладывают взрывчатку в печь, даром что эта служанка была первой женщиной в их жизни. Приканчивают тяжело заболевшую бабушку и мать их сверстницы-соседки (правда, обе женщины просят об этом мальчиков сами). В конце спектакля близнецы со взрывающим мозг хладнокровием отправят на смерть собственного отца, чтобы один из братьев по его следу смог пересечь границу. Так они выполняют свое последнее «упражнение» — на расставание и, что символично, оказываются по разные стороны железного занавеса.

Предшествующую этому гибель собственной матери (Софья Шидловская играет ее нежной, красивой, любящей) от взрыва снаряда близнецы тоже воспримут с удивительным бесчувствием.

Общечеловеческие ценности у героев перевернуты с ног на голову самым чудовищным образом — не только у пострадавшей служанки и самих близнецов, но и у их соседки — малолетней побирушки и проститутки Заячьей Губы. В своем желании быть любимой она неистова и не знает стыда, но большинство мужчин из родной деревни брезгуют ей. Когда в конце концов оборванная девчонка умирает после группового изнасилования, на ее устах застывает улыбка. Фразу «Я просто хотела, чтобы меня любили» играющая Заячью Губу Дарья Верещагина произносит со страстью и беззащитностью, достойной трагической актрисы.

Впрочем, в этом спектакле немало и других достойных актерских работ. Сергей Кирпиченок и Владислав Медведев в ролях близнецов выступают настолько слаженно, что даже внешне кажутся похожими друг на друга. Необыкновенно хороша в роли служанки-искусительницы Серафима Гощанская. А Элизабет Дамскер играет ведьму-бабку настолько сочно и характерно, что совершенно забываешь о юном возрасте актрисы. Хотя она работает практически без грима.

В общем, «Толстая тетрадь» обрела новое прочтение — на этот раз на московской сцене.