√лавна€ ∆изнь 01:01 05 јпрел€ 2001 173
ƒ»ј ќЌ јЌƒ–≈…  ”–ј≈¬ ѕ–ј¬ќ ќЅ–јўј“№—я   Ѕќ√” Ќј "“џ"
ƒл€ многих людей истекший 2000 год послужил поводом говорить об устарелости христианства. ¬слушайтесь в голос человека, входившего в государственный российский комитет по встрече юбиле€: "—реди движений-2000 мое любимое носит название "«еро". ≈го сторонни

„то ж, значит, надо задуматьс€ над тем, что именно христианство принесло люд€м, объ€снить им, что дары, принесенные христианством, не устарели.
»так, первый дар, принесенный христианством люд€м, - это право пр€мого обращени€ к Ѕогу, право обращатьс€ к Ѕогу на "“ы". „еловек вновь обрел то, что “ертуллиан, христианский писатель III века, назвал familiriatas Dei, т.е. семейственную, дружественную, сердечную близость с Ѕогом.
Ќам кажетс€ сегодн€ естественным, что религиозный человек молитс€ Ѕогу. Ќо в дохристианском мире Ѕог мыслилс€ наход€щимс€ вне религии. Ѕогу молитьс€ было нельз€. ћолитьс€ надо было √осподу.
—лова "Ѕог" и "√осподь" в истории религии - отнюдь не синонимы. —ама€ суть €зычества в том, что эти пон€ти€ раздел€ютс€ и относ€тс€ к разным религиозным реали€м. язычник убежден, что первичный бог, ѕервоначало не действует в мире.
ќбщеизвестно, что верховное божество у древних греков - «евс, владыка мира, "√осподь". Ќо €вл€етс€ ли он Ѕогом в высшем значении этого слова, т.е. ѕервопричиной, истоком вс€кого быти€, јбсолютом? Ќет, ѕрометей именует «евса - "ново€вленный вождь". —огласно √есиоду, «евс - что-то вроде потомственного путчиста. ѕерва€ диада богов здесь носит имена √еи и ”рана. √ее не по душе посто€нные роды, и однажды √е€, спр€тав сына  рона в то место, через которое он €вилс€ на свет, "дала ему в руки серп острозубый и вс€ким коварствам его обучила. Ќочь за собою вед€, по€вилс€ ”ран. » возлег он около √еи, любовным пыла€ желаньем, и всюду распространилс€ кругом. Ќеожиданно левую руку сын прот€нул из засады, а правой, схвативши огромный серп острозубый, отсек у родител€ милого член детородный и бросил назад его сильным размахом" (√есиод. “еогони€. 174-181).  ронос-¬рем€, однако, имеет привычку пожирать своих детей ("всепожирающе ¬рем€"). » когда рождаетс€ «евс - настает врем€ мести...
 ак видим, "господство олимпийских богов основываетс€ на целом р€де богоубийств. “е боги, от которых произошли боги греков, - суть отошедшие, недействительные. «евс есть отец всех бессмертных, лишь поскольку он отцеубийца. » пам€ть об этом несуществующем, раздробленном боге ( роносе) всегда стоит между богами, преп€тству€ их поглощению в единстве «евса".
јналогичные "скелеты в шкафу" были и в предани€х других народов. язычники убеждены, что миром правит не Ѕог. ¬ €зыческом богословии "√осподь" не €вл€етс€ изначальным богом, а изначальный Ѕог, оттесненный от дел, становитс€ праздным богом (deus otiosus) и перестает быть "√осподом", ѕравителем. ƒаже его им€ постепенно забываетс€ (ќвидий, рассказыва€ о начале космоса, так говорит о “ворце: "Ѕог некий - какой, неизвестно...").
¬ысший бог или недостижим, или бессилен, или вообще покоитс€ в бездействии. ƒаже если его не свергли - он сам не интересуетс€ нашим миром, ибо мы слишком ничтожны, и он делегирует управление миром людей духам низшей иерархии... ћиром прав€т частные и многообразные "√оспода" - узурпаторы или "наместники".  аждый из них правит своим "уделом". ѕодвластным им люд€м надо уметь выстроить отношени€ с этими господами, и не стоит тешить себ€ иллюзией, будто наши молитвы может услышать кто-то другой, ¬ысший и »значальный...
» вот на этом фоне вдруг звучит проповедь ћоисе€: Ёль вернулс€! “от,  то создал мир (Ёлогим - Ѕыт. 1,1.), “от, кто был Ѕогом поко€ (Ѕогом субботы), - вошел в историю людей. ќн не утратил —воей силы, и ќн не забыл —вое создание. «абудет ли женщина грудное дит€ свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Ќо если бы и она забыла, - то я не забуду теб€! (»с. 49, 15).
Ёто - главна€ новизна дерзкой и радостной проповеди израильских пророков: "Ѕог есть √осподь". “от,  то ведет нас по дорогам истории, - “от же,  то нас создал. » “от,  то нас создал, есть ¬ысший и ѕервоначальный. Ќет Ѕога выше √оспода. » нет иного √оспода, кроме Ѕога. ƒа познает народ сей, что “ы, √осподи, Ѕог (3 ÷ар. 18,37). Ѕлажен народ, у которого √осподь есть Ѕог (ѕс. 143, 15). »бо именно Ёль (Ёлохим, Ёлоах) - √осподь, т.е. субъект «авета с людьми, и создал небо и землю...
“о, что первоначально было удивительной привилегией одного народа, - право пр€мого общени€ с Ќаивысшим - јпостолы распространили на всех людей. Ёто было настолько неожиданно, что даже гностики, околохристианские еретики первых веков нашей эры, предпочитали называть ’риста —пасителем, но не √осподом, ибо последнее им€ отождествл€лось у них с тираном и узурпатором (см. свт. »риней Ћионский. ѕротив ересей. 1,1, 3).
Ѕолее того, оказалось, что Ѕог пришел к люд€м не в поисках рабов, а в поиске друзей. јристотелю кажетс€ очевидным - "ƒружба с богом не допускает ни ответной любви, ни вообще какой бы то ни было любви. ¬едь нелепо услышать от кого-то, что он "дружит с «евсом". јпулей приписывает ѕлатону столь же безнадежный тезис: "Ќикакой бог с человеком не общаетс€... не утруждают себ€ высшие боги до этого снисхождени€" (ќ божестве —ократа, 4-5). Ќо суровость философов была растоплена евангельской милостью: "я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но я назвал вас друзь€ми" (»н. 15,15).
≈сли €зыческие народы позвол€ют себе обращатьс€ к высшему небесному божеству только "как к последней надежде во времена самых страшных бедствий", то христианам было даровано право повседневного общени€ с Ќим.   “ворцу галактик мы обращаемс€ с просьбой о ежедневном хлебе...
ќдного студента сокурсники, увлекшиес€ модными "целительско-харизматическими" сектами, допытывали: "¬от у нас на наших собрани€х такие дивные чудеса твор€тс€! ” нас пастор только пиджаком махнет - и такой мощный дух входит в людей, что они целыми р€дами вал€тс€ в покой во —в€том ƒухе! ј у вас, в вашей так называемой ѕравославной ÷еркви - разве есть что-нибудь подобное?! ƒа разве у вас бывают чудеса?!".
Ќа каникулах, приехав в родное село, сын пристал к матери: "ћам, ну ты у нас главна€ церковница: ни одной службы не пропускаешь. ¬от ты мне и скажи: а сегодн€ в нашей ѕравославной ÷еркви разве бывают чудеса?.. Ќет, нет, ты про себ€ расскажи. ¬от в твоей, лично в твоей жизни чудеса бывали?!" ћать задумалась, а затем говорит: "Ќу конечно, вот этой осенью со мной было пр€мо насто€щее чудо. ѕо радио на следующую ночь заморозки пообещали, а у мен€ еще картошка была не выкопана. » € с утра пошла картошку копать... Ќу вот, поработала сколько было сил, распр€мл€юсь, смотрю, а солнышко уже садитьс€ начало. ѕолдень-то уже прошел, а € еще и трети огорода не убрала. » тут € в сердцах √осподу и взмолилась: "√осподи, “ы же знаешь, что мне без этой картошки зиму не пережить! Ќу помоги мне, пожалуйста, ее убрать до вечера, до мороза!" —казала эту молитовку и снова - носом в гр€дки... » представл€ешь, еще солнышко не село, а € всю картошечку собрала!"
Ёто действительно чудо. Ќо порождено оно глобальным чудом христианской веры: к ¬ладыке всех миров сама€ проста€ кресть€нка может обращатьс€ с ходатайством о том, чтобы ќн (јбсолют! “от, при мысли о  отором немеют философы!) - помог ей собрать ее картошку...
Ќа вопрос ƒанте: "я подн€л глаза к небу, чтобы увидеть, вид€т ли мен€?" - христианство ответило: "ƒа, Ќебеса не слепы. — высот ¬ечности человек различим. Ѕолее того - именно его судьбы наход€тс€ в "зенице ока" ћиродержца (¬тор. 32, 10). ƒаже sub specie aeternitatis ("под знаком вечности") человек не тер€етс€.
’ристианство увидело в Ѕоге - ќтца. Ќе холодный космический закон, а люб€щего ќтца. ќтец же не убивает сына за первую разбитую чашку, но ищет защитить своего сына.
Ёта уверенность христиан в том, что люди не безразличны дл€ Ѕога, была непон€тна древним €зычникам. ¬о II веке €зыческий философ ÷ельс так излагал свое возмущение по поводу христианской веры: "–од христиан и иудеев подобен л€гушкам, усевшимс€ вокруг лужи, или дождевым черв€м в углу болота, когда они устраивают собрани€ и спор€т между собой о том, кто из них грешнее. ќни говор€т, что Ѕог нам все открывает и предвозвещает, что, оставив весь мир и небесное движение и оставив без внимани€ эту землю, ќн занимаетс€ только нами, только к нам посылает —воих вестников и не перестает их посылать и домогатьс€, чтобы мы всегда были с ним. <’ристиане подобны черв€м>, которые стали бы говорить, что есть, мол, Ѕог, от Ќего мы произошли, »м рождены, подобные во всем Ѕогу, нам все подчинено - земл€, вода, воздух и звезды, все существует ради нас, все поставлено на службу нам. » вот черви говор€т, что теперь, ввиду того, что некоторые среди нас согрешили, придет Ѕог или ќн пошлет —воего —ына, чтобы поразить нечестивых и чтобы мы прочно получили ¬ечную ∆изнь с Ќим" (ќриген. ѕротив ÷ельса. IV, 23).
“е же аргументы слышим мы и от нео€зычников: теософы, в иные минуты столь горделиво именующие самих себ€ "богами", вдруг станов€тс€ странно смиренны именно в этом вопросе. ќни говор€т, что человек и ¬селенна€ несоизмеримы, что человек и земл€ не могут быть предметом внимани€ вселенского –азума. ј потому - "нужно приучить сознание к малым размерам «емли"1 и осознать, что мы можем общатьс€ только с "планетарным логосом", только с тем духом, который "про€влен" на "нашем плане"...
¬ерно - человек и ¬селенна€ несоизмеримы. Ќо - в другую сторону.  ак соизмерить человека и ћлечный ѕуть? Ћинейкой геометра человека не измерить. „еловек занимает меньше пространства, чем слон. Ќо онтологически человек существеннее слона. √ора занимает больше места, чем человек. Ќо именно через историю человеческой мысли, а не через историю вулканов проходит ось эволюции ¬селенной. –азве размеры алмазов соизмеримы с теми шахтами, из которых их выкапывают? Ќо человек - это существо еще более редкое, чем алмаз.
» вот именно эту радость своей найденности, нелишности, замеченности, узнанности - крадет нео€зыческа€ теософи€. ¬ысшее Ѕожество, в соответствии с ее учением, не €вл€етс€ ни —оздателем (“ворцом), ни ¬седержителем, ни —пасителем. ќно вообще не думает, не действует2... » теософы спешат разъ€снить "сироте"3 его статус: твой папа - на самом деле не папа, а так, случайный любовник твоей матери, и вообще он никакой не летчик, а грузчик из соседнего винного магазина... “от,  ого ты полюбил, не Ѕог. “ак себе - элохим, "низший ангел".
Ќа этом фоне пон€тна та радость, что переполн€ет христианского философа III в.  лимента јлександрийского: "ƒл€ нас вс€ жизнь есть праздник. ћы признаем Ѕога существующим повсюду... –адость составл€ет главную характеристическую черту ÷еркви". ¬от контраст, отличающий христианство от мира €зыческой мудрости: если римский философ ÷ицерон полагал, что люди живут в космосе подобно мышам в большом доме - наслаждаютс€ его великолепием, хот€ оно предназначено отнюдь не дл€ них, то по ощущению свт.  иприана  арфагенского - "ћы не должны ничего ставить выше ’риста, так как и ќн выше нас ничего не ставил". "Ќет у Ќего никакого другого дела, кроме одного - спасти человека", - подчеркивал  лимент јлександрийский.
1 “ак говорит трактат "јум" из рериховской серии "јгни …оги" (јум, 242).
2 ѕо уверению Ѕлаватской, свойствами јбсолютности €вл€ютс€ "јбсолютное Ќебытие и Ѕессознание" (Ѕлаватска€ ≈.ѕ.  омментарии к "“айной ƒоктрине". ћ., 1998, с. 71) и про Ѕожественную волю "нельз€ сказать, что она действует с пониманием" (“ам же, с. 127).
3 "„еловечество есть велика€ —ирота" (ѕисьма ћахатм. —амара, 1993. —. 67). —р. ѕлатон: "“ворца и родител€ этой ¬селенной трудно отыскать..." (“имей 28 с).

÷елью стал мост через ѕеченежское водохранилище, по которому осуществл€лось снабжение украинской армии

‘ото: пресс-служба ћинистерства обороны –‘, globallookpress.com

—амолеты ¬оздушно-космических сил –оссии нанесли удар по мосту в ’арьковской области ”краины. ѕо нему осуществл€лись перевозки боеприпасов дл€ украинской армии. ÷елью стал мост через ѕеченежское водохранилище, в районе —тарого —алтова. ѕо данным...

јвиабомбу применили в населенном пункте Ћипцы ’арьковской области

Telegram-канал «»знанка» опубликовал видеозапись, запечатлевшую применение ¬оздушно-космическими силами –оссии фугасной авиабомбы ‘јЅ-3000 с универсальным модулем планировани€ и коррекции (”ћѕ ) в ходе специальной военной операции. ѕо...

¬ бо€х за эти населенные пункты отличились подразделени€ группировки российских войск ««апад»

 адр видео: страница ћинистерства обороны –‘ Ђ¬ онтактеї

¬ ходе специальной военной операции ¬ооруженные силы –оссии зан€ли села јртемовку в Ћуганской Ќародной –еспублике и “имковку - в ’арьковской области. ќб этом сообщает на своей странице в социальной сети «¬ онтакте» пресс-служба ћинистерства...

∆изнь 00:10 / 05 »юл€ 2024 6048
ямщик, гони лошадей!

 ак житель ¬ладимирской губернии ¬асилий „ебуров стал участником эпохального событи€

≈лена Ќаумова, Ќикита Ўевцов, ћосковска€ область
“руд
‘ото авторов

»звестно, что своим умением и талантом Ћевша покорил Ћондон. Ќо чудо-мастер из “улы — это книжный персонаж, придуманный писателем Ќиколаем Ћесковым. ј между тем в городе ѕокрове ¬ладимирской губернии жил вполне...

—ледственный комитет завел дело об оказании услуг, не отвечающих требовани€м безопасности

ћихаил ћорозов, обозреватель Ђ“рудаї
“руд
‘ото: јлексей —мышл€ев, globallookpress.com

31 ма€ —ледственный комитет завел дело об оказании услуг, не отвечающих требовани€м безопасности, по факту теракта в « рокус —ити ’олле». Ёто следует из постановлени€ суда в отношении одного из обвин€емых...

¬ насто€щее врем€ механизм страховани€ по старости в  итае состоит из трех частей

‘ото: Connie Bransilver/Danita Delimont, globallookpress.com

— момента внедрени€ системы индивидуальных пенсионных накоплений в  итае в конце 2022 года к насто€щему времени более 60 млн человек открыли свои счета. ќб этом сообщает информационное агентство «—иньхуа» со ссылкой на данные министерства...

∆изнь 00:15 / 07 »юн€ 2024 4451
«десь был мой дом

 орреспондент «“руда» съездил в родные места, ставшие в наши дни прифронтовой полосой

¬асилий ўуров
“руд
«наменитый пам€тник Ђ“ри сестрыї. ‘ото из открытых источников

Ќа въезде в бр€нский райцентр  лимово навигатор в моем авто безнадежно зависает. –аботают средства –ЁЅ, которые должны гарантированно сбивать с курса украинские дроны. “руднее защититьс€ от обстрелов ствольной артиллерии,...

∆изнь 18:01 / 15 »юн€ 2024 3854
ѕоследн€€ колонка

¬ —аратове дождь смыл… ступени лестницы

“руд
‘ото: © CHROMORANGE / Bilderbox, globallookpress.com

Ќаши люди в булочную на вертолетах летают —оцсети нынче — главные €беды. —тоило только в ќмской области мужчине прилететь в магазин в селе Ѕогословка на вертолете, как видеокадры об историческом...

¬озникла иде€ запретить вождение дл€ лиц старше 70 лет «по медицинским показани€м»

ћихаил ћорозов, обозреватель Ђ“рудаї
“руд
ЂЁх прокачу!ї Ц сказал ¬ладимир ѕутин  им „ен џну. ‘ото: пул  ремл€, globallookpress.com

Ѕудто услышав призыв главы — – јлександра Ѕастрыкина «прин€ть хорошие законы», в √осдуме решили зан€тьс€ делом. «ампред палаты и лидер парламентской партии «Ќовые люди» ¬ладислав ƒаванков с коллегой по партии...

ѕо словам синоптика, следующа€ недел€ стартует с интенсивных ливней и гроз

‘ото: Belkin Alexey/news.ru, globallookpress.com

»нтенсивные ливни и тепла€ погода ожидаютс€ в ћоскве в предсто€щую неделю.  ак сообщает –»ј Ќовости, об этом за€вил ведущий специалист центра погоды «‘обос» ≈вгений “ишковец. «Ќедел€ в ÷ентральной –оссии, в теплом секторе...

∆изнь 00:02 / 14 »юн€ 2024 3356
 алендарь: 14 июн€

165 лет назад „ечн€ вошла в состав –оссийской империи

“руд
“еодор √оршельт. 1863 год. ѕленный Ўамиль перед главнокомандующим кн€зем ј. ». Ѕар€тинским 25 августа 1859 года. ‘ото из открытых источников

1783 Ќа западном берегу черноморской ёжной бухты заложены первые каменные постройки города јхтиар («белый утес»), которому в следующем году присвоили новое им€ — —евастополь (на греческом означает «cв€щенный...

¬ бо€х за населенный пункт отличились подразделени€ группировки «÷ентр»

‘ото: јлексей Ѕелкин/news.ru, globallookpress.com

¬ ходе специальной военной операции группировка войск «÷ентр» ¬ооруженных сил –оссии освободила населенный пункт яснобродовка в ƒонецкой Ќародной –еспублике. ќб этом сообщила пресс-служба ћинистерства обороны –‘. ¬ ведомстве отметили,...

ƒо суда добралось уголовное дело о крупнейшей в истории –оссии вз€тке

јлекс «верев
“руд
‘ото: Ќиколай √ынгазов, globallookpress.com

ћосковских следователей будут судить за самую крупную вз€тку в истории –оссии — 7,3 млрд рублей. ƒень начала процесса еще не определен, но его слушание уже перенесено в ѕодмосковье — в Ѕалашихинский...

Ёксперты считают: не нужно запрещать это движение, помн€ мудрость о сладости запретного плода

ћарина  рючкова, спецкор Ђ“рудаї
“руд
Ќачнешь запрещать Ч пробудишь интерес у подростков. ‘ото: јртем ѕр€хин/Keystone Press Agency, globallookpress.com

 то пропустил: нынче быть чайлдфри, то есть выбравшим жизнь без детей, — это пр€мой путь в экстремисты. ќсобенно если еще и заговорить об этом при несовершеннолетних, то есть распространить среди них вредную...

∆изнь 00:11 / 28 »юн€ 2024 3066
ƒалеко от ћосквы

≈сть ли жизнь за ћ јƒ? «“руд» ответственно за€вл€ет: есть! ƒа еще кака€!

ёрий —овцов, ведущий рубрики
“руд
‘ото: Ќиколай √ынгазов, globallookpress.com

”частники студенческого экспедиционного корпуса « оманда јрктики» провод€т в јрктике генеральную уборку. «а два мес€ца они собрали в «апол€рье более 150 тонн отходов, одних пустых бочек — полтыс€чи. —туденты...

ѕодполковник дал ей пострел€ть из пистолета, а она получила пулю в грудь

‘ото: «амир ”сманов, globallookpress.com

¬оенный суд Ћуганской народной республики вынес приговор участнику специальной военной операции (—¬ќ), теперь уже бывшему √ерою –оссии, подполковнику »реку ћагасумову. ќн обвин€лс€ в убийстве девушки в Ћуганске.  ак сообщает издание « оммерсантЏ»...





ѕодписатьс€

≈женедельна€ рассылка самых важных и интересных новостей от “руда. Ѕез спама.

ѕодписатьс€
—пасибо!

¬ы подписались на еженедельную рассылку от “руда. ћы пришлем ¬ам первый выпуск сегодн€.

ѕор€док разделов

ƒл€ того, чтобы изменить пор€док раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

—охранить
—проси у юриста

 валифицированные юристы помогут разобратьс€ в правовых коллизи€х вашей проблемы

’отите получать уведомлени€ о самых важных новост€х от “руда?