В ритме Гергиева

Санкт-Петербург справил двойной юбилей – Мариинки-2 и самого лидера легендарного театра

Одно из самых фееричных представлений, что знала сцена Мариинского-2, увидела здесь публика на майские праздники. Юбилею сцены это представление и было посвящено: ровно десять лет назад, 2 мая, у прославленного Мариинского театра появилась новая, во многом уникальная для России и мира площадка… Такова, впрочем, официальная версия двухчасового артистического торжества с участием знаменитых исполнителей в оперном, балетном и прочих жанрах. Но есть и неофициальная: в тот же самый день исполнилось 70 лет легендарному лидеру Мариинки Валерию Гергиеву.

Отмечать свои личные даты Валерий Абисалович категорически не любит. Не одобряет и повышенное внимание к себе и своим близким. По этой причине, как рассказали сами артисты, подготовленная труппой программа задумывалась втайне от него. В официальной афише она появилась лишь за пару дней до даты, вызвав ажиотаж у желающих попасть на этот концерт.

Начать решили все же с посвящения Новой сцене. Это детище худрука было им в буквальном смысле выстрадано. Многолетнее (с начала 2000-х) рассмотрение, а потом согласование проектов англичанина Нормана Фостера и француза Доминика Перро, порождавшее то беспокойство неординарностью (вплоть до критичности конструкции для питерского грунта), то надежду, что все получится, и снова беспокойство из-за растянувшегося на годы строительства... Впору было отказаться от идеи второй сцены. Тем более что к тому времени у Мариинки уже был Концертный зал – истинный шедевр архитектора Ксавье Фабра, совместившего в здании два века архитектуры, ХХ и ХХ1, и инженера Ясухисы Тоёты, которому зал обязан безупречной акустикой.

Но надо знать Валерия Гергиева – отступать он не привык. И в мае 2013-го новый театр с залом на 1900 мест был открыт. Пусть внешне он и простоват. Зато начинка – на зависть всему музыкальному миру.

В чем убедились в очередной раз зрители, пришедшие на гала-концерт двойного юбилея. Продлился он более двух часов без антракта. И практически без задержек при смене декораций. Фортепианное соло Дениса Мацуева, открывшего вечер «поздравлением-сюрпризом». Баритоновое соло Романа Бурденко с ариозо Роберта из оперы «Иоланта» – недавней, кстати, премьеры Валерия Гергиева и режиссера Анны Шишкиной. Па-де-де из балета «Дон Кихот» в исполнении Ренаты Шакировой и Кимина Кима. Зажигательная «Гранада» Юлии Маточкиной (за Юлию, известно, Гергиев болел в свое время на конкурсе им. Чайковского). Пели на вечере Хибла Герзмава, Екатерина Семенчук. Танцевали Диана Вишнева и Константин Зверев. Всемирно известный бас-баритон Ильдар Абдразаков вышел с куплетами Эскамильо из «Кармен»… Что ни артист, то – имя. Что ни имя, то истинное удовольствие для любителей и знатоков классической музыки.

Официально у вечера был только один повод - 10-летие Мариинки-2. Фото Наташи Разиной, Мариинский театр

 

Впрочем, выходили в этот вечер на сцену не только «классики». Не потерялся среди них и аккордеонист Петр Дранга, виртуозно исполнивший вариации на темы Астора Пьяццоллы, за что получил от публики свою порцию бурных аплодисментов.

– У Новой сцены Мариинского театра уже своя неповторимая аура. В том числе – благодаря исполнителям, – считает народный артист России Ильдар Абдразаков. – Мы приходим сюда и понимаем, что мы те творческие люди, от которых зависит, чем и как будет наполнен этот театр, что вынесет отсюда публика после спектакля или концерта. Через много лет наши внуки, я надеюсь, будут говорить: тут пели Хибла Герзмава, Екатерина Семенчук, и мы приходили, слушали и наслаждались их пением…

Вопреки ожиданиям, сам Гергиев в этот вечер не дирижировал. За пультом сменяли друг друга два его коллеги – Гурген Петросян и Арсений Шупляков. Оба – лауреаты дирижерских конкурсов, известны в российских музыкальных кругах. Считаются «нашей надеждой». Но то ли они лишь в последний момент узнали о своем участии в юбилейном представлении, то ли другая какая причина, но если и проскакивала в продолжении двух с половиной часов «непраздничная нотка» (а проскакивала она не один раз), то именно у оркестра, создавая порой впечатление, что тот собрался в авральном порядке и не успел порепетировать…

Валерий Абисалович весь гала-концерт провел в глубине центральной ложи, возвышающейся над партером и скрытой от большей части публики. Вышел на всеобщий обзор на несколько коротких минут после долгого скандирования зала «С днем рождения!». И вскоре покинул ложу. А затем и Петербург: он ведь постоянно в движении.

Как раз в эти дни – самая напряженная пора его Пасхального фестиваля, география которого охватывает едва ли не полстраны. 8 и 9 мая – заключительные концерты в Москве. Но и дальше – выступления в Сибири, Поволжье, Приморском крае… Ритм, который обычному человеку даже представить себе трудно. Нормальный гергиевский ритм.