В КОМПАНИИ С АНГЕЛАМИ

Один из главных символов северной столицы - Исаакиевский собор - виден практически из любого конца сильно разросшегося за последние годы города. А с его собственной колоннады можно увидеть даже Финский залив!

С той колоннады, что под самым куполом этого грандиозного сооружения из гранита, мрамора, чугуна, железа и бронзы. Где ангелы склонили головы в вечном смирении перед величием человека-творца. Куда поднимается время от времени лишь узкий круг специалистов - по особому разрешению и при крайней необходимости.
В начале июня, когда над Петербургом властвует белая ночь, иной раз более ясная, чем день, подняться к ангелам разрешили в порядке исключения корреспонденту "Труда". Предупредили только: двигаться неспешно, вниз при подъеме не смотреть, скульптуры наверху руками не трогать. Выслушав строгие указания, я подумала: по веревкам, что ли, забираться будем наверх? Как это делают верхолазы? Несколько лет назад мне довелось наблюдать висящих на веревках вдоль портиков и колонн Исаакия людей со скребками в руках, очищавших бронзовые скульптуры от патины.
Уже хотела отказаться от столь рискованного восхождения, но инженер по эксплуатации собора Алексей Иванов успокоил меня: пойдем цивилизованным путем! И открыл дубовую дверь в западном приделе возвращенного церкви в девяностых годах прошлого века музея. Там нас ждал... вполне современный, бесшумный лифт. Каких-нибудь 58 секунд и мы на крыше гениального творения Монферана!
Рано, впрочем, я радовалась. Лифт доставил всего лишь к "прогулочной" колоннаде, доступной любому желающему за вполне умеренную плату. Мне же с Алексеем Петровичем еще подниматься и подниматься.
Не всякий посетитель замечает среди колонн вертикально летящие вверх винтовые лестницы. Они словно впаяны в мощные стены с четырех сторон храма-памятника. Едва приметна и дверца в них. Открывая ее специальным ключом, Иванов звонит кому-то из коллег: "Дайте свет к подножию ангелов!" В самом деле, чем выше мы поднимаемся, тем почему-то темней. Я поднимаюсь медленно, стараясь, как учили, вниз не глядеть.
Но как не глянуть в узкий просвет между ступеньками, если с такого вот необычного ракурса можно увидеть совсем неожиданный Сенат. И здание петровских Двенадцати коллегий (нынешний университет). Они словно стремятся друг к другу через Неву, ломая привычные конструкции своих каменных стен. Кажется, вот-вот закружат у набережной...
Ой, нет, это кружит у меня в голове. Высота-то нешуточная, больше 60 метров! Я крепче хватаюсь за железный поручень лестницы и - застываю намертво от странного шума. Будто крыльями кто-то бьет, взлететь хочет. Делаю еще шаг, на последнюю ступеньку. Прямо передо мной - спина ангела... То есть, скульптуры на тему Священного писания, выполненной из бронзы. Подобных ей под куполом 24 (равно, как и колонн), лицом обращены они к городу. Отлиты были по моделям известных мастеров ХIХ века: Витали, Клодта, Пименова.
Оказалось, бил крыльями, заслышав наши шаги и устремляясь вверх, к небу, голубь. Этих славных миролюбивых птиц под куполом Исаакия немало. Правда, музейщики от них, мягко говоря, не в восторге. Накануне 300-летнего юбилея Петербурга, после очистки скульптур и барельефов, из храма вывезли 8 (!) грузовиков голубиного помета.
Прежде чем подняться к скульптурам верхней балюстрады, я заглянула в полутемное пространство у их подножия, в так называемый барабан. Пару месяцев назад по городу прошел слух, что ангелы "вот-вот рухнут" на близлежащие к Исаакию дома и головы прохожих.
Будто специальные чугунные спицы, к которым они крепятся, проржавели и сломались. Шутка ли, более 150 лет сторожат город!
Передвигаться в барабане пришлось, согнувшись "в три погибели" и внимательно глядя под ноги, дабы не оступиться с деревянных мостков. Инженер Иванов освещает мне путь фонарем: "Смотрите сюда, вот спица того самого ангела, что "шумел" при нашем приближении". Вглядываюсь: в металле действительно есть трещина! Сантиметра 2 в длину и примерно 1,5 в глубину. Значит, слухи подтверждаются?
- По нашему заказу специалисты северо-западного управления Росохранкультуры провели недавно собственное исследование собора, - пояснил мне позже заместитель директора музея Евгений Корчагин. - Трещин обнаружено несколько. Но они совершенно не опасны для скульптур, коих более 300. Экспертиза это подтвердила. Как и то, что собор, построенный в 1858 году, простоит со всеми своими 112 колоннами, а также портиками, барельефами, скульптурами еще как минимум 150 лет.
Куда интереснее подножия, скрытого в барабане, балюстрада под верхним куполом. Я иду от ангела к ангелу, вглядываясь в их строгие черты, в их уставшие опущенные крылья. Мне хочется прильнуть к ним. Но дух захватывает от одной только мысли, что до неба отсюда ближе, чем до земли. Один из архангелов, благословляющий перстами все живое, а стало быть, и меня, снимает мой невольный страх. Шепчу ему слова благодарности. Сам он несет над нашим городом свой крест, не боясь ни высоты, ни шквального ветра в зимнюю бурю и при летних ливнях.
Почти со стометровой высоты (от земли до креста наверху - 101,5 метра) с восторгом оглядываю я творение Петра - город на реке Неве, теряющийся в туманной дымке за Смольным собором. И думаю о том, что сам Петр Алексеевич не мог посмотреть на свой город так, как делаю это я. Или - летчики, вертолетчики, да даже звонари Петропавловки. Задумав новую столицу, он вряд ли предполагал, каких высот достигнет его Северная Венеция. Она же - Питерполь, Петрослав, Петроград. Петербург.