Топ-10 живых альбомов в истории музыки

6 августа 1971 года группа Procol Harum дала концерт в канадском городе Эдмонтон вместе с местным симфоническим оркестром

Позже была выпущена пластинка, которая стала одной из лучших живых записей в истории рок-музыки. «Труд» решил составить свой рейтинг концертных альбомов всех времен и включить в этот список только признанную классику. Многие альбомы хорошо знакомы любителям рок-музыки, некоторые незаслуженно забыты, но все они и сегодня слушаются с большим удовольствием.

Elvis Presley
«Aloha From Hawaii», RCA, 1973

В 1973 году после довольно продолжительного перерыва в концертной деятельности Элвис Пресли снова начал выступать перед публикой. О предстоящем телеконцерте на Гавайях он объявил 4 сентября 1972 года на пресс-конференции в гостинице «Хилтон» в Лас-Вегасе. В течение часа он пел на арене Международного центра в Гонолулу. Этот концерт известен и тем, что стал первым подобным мероприятием, транслировавшимся через спутник. Зрительская аудитория составила, по подсчетам, около 100 млн телезрителей в 18 странах мира. Таким образом, технический прогресс позволил огромному количеству людей по всему миру увидеть выступление короля рок-н-ролла и наслаждаться его нетленной классикой: «See See Rider», «Something», «My Way», «Blue Suede Shoes», «Fever» и многими другими величайшими хитами. Ко времени проведения концерта рекорд-лейбл RCA уже получил предварительные заказы на миллион копий заявленного двойного концертного альбома. Вышедший месяц спустя диск «Aloha From Hawaii» стал первым альбомом Пресли после его пластинки 1964 года «Roustabout», возглавившим Billboard Top 200. Полное издание всего отснятого материала вышло в августе 2004 года на двух DVD.

The Beatles
«The Beatles At The Hollywood Bowl», 1977

В середине 1960-х The Beatles оставались одними из немногих крупных артистов, у которых не выпускался еще ни один концертный альбом, и пожелания фанатов на выпуск подобной пластинки продолжали нарастать. Организатору телевизионных шоу Бобу Юбэнксу удалось заключить с группой контракт на выступление 23 августа 1964 в концертном зале под открытым небом Hollywood Bowl в Лос-Анджелесе. Лейбл Capitol Records записал их выступление с целью выпустить концертный диск в Америке. Качество звука на записи оказалось слишком низким для выпуска коммерческого альбома. Когда в следующем, 1965 году The Beatles вновь выступали в Hollywood Bowl в рамках своего тура по США, Capitol записала два их выступления, 29 и 30 августа. Качество записей, сделанных в 1965 году, также оказалось разочаровывающим. Альбом был выпущен 4 мая 1977 в Великобритании, США, Канаде, Франции и многих других странах. Несмотря на то что на нем были представлены записи The Beatles, сделанные 12 и 13 лет назад, альбом достиг вершины британского чарта альбомов New Musical Express, а также дошел до 2-го места в чарте альбомов Billboard 200 в США.

AC/DC
«If You Wont Blood», 1978

Первый концертный альбом хулиганистых рокеров из Австралии был выпущен в Великобритании 13 октября 1978 года. Концертником начинается их суперзвездный период, ведь после выхода «Highway To Hell» год спустя группа станет явлением всемирного масштаба. Альбом был записан 30 апреля в Глазго в течение тура в поддержку альбома «Powerage». Концерт был полностью снят на камеру, однако полная его запись никогда не издавалась. Видео песен «Riff Raff» и «Rocker», записанное на данном концерте, присутствует на видеосборнике группы «Family Jewels». На этом альбоме можно услышать запилы гитариста Ангуса Янга и сальные шуточки вокалиста Бона Скотта, умершего 2 года спустя вследствие алкогольного отравления. Одна из немногих возможностей услышать его живьем — признанного впоследствии одним из лучших рок-фронтменов всех времен. Песня, одноименная с альбомом, вошла в следующий студийный альбом группы «Highway to Hell».

B.B. King
«Live At The Regal», ABC, 1965

«Если ты вырос в городе, где нет электричества, возникают сложности с обучением игре на электрогитаре», — говорил как-то Би Би Кинг. Однако к тому времени, когда он давал концерт в ноябре 1964-го (Regal Theater, Чикаго), срок его обучения достиг почти сорокалетней отметки. Поэтому немудрено, что музыкант своим выступлением вызвал настоящую бурю эмоций. Би Би Кинг управлял залом словно проповедник, вызывая стоны и всхлипы своей «паствы», вовлекая каждого из них в трехсторонний обмен эмоциями с ним и его гитарой по имени «Люсиль». После того, как была исполнена знойная композиция «Sweet Little Angel» о том, как «она любит расправлять свои крылья», в зале началось что-то невообразимое. Там стоял непрерывный визг, но он совершенно не мешал продолжению музыкального таинства. Это был Блюз с большой буквы, и Би Би Кинг во время рождения на свет своей музыки был переполнен страстным желанием и душевной болью. Пылкое исполнение песен «It’s My Own Fault», «How Blue Can You Get» и «You Upset Me Baby», подчеркнутое тем, как возбуждающе Кинг ласкал гриф «Люсиль», стало стандартом живого блюза и способствовало увенчанию Кинга титулом величайшего гитариста в истории жанра.

David Bowie
«Ziggy Stardust: The Motion Picture», 1973

Концертный альбом Дэвида Боуи — саундтрек к одноименному документальному фильму о нем же любимом. Музыка была записана на шоу в Hammersmith Odeon 3 июля 1973 года, но лейбл RCA Records выпустил пластинку лишь в 1983 году. До этого альбом существовал в виде аудиобутлега, в частности, известный под названием «His Masters Voice — Bowie and the Spiders From Mars’ Last Stand». Записью на альбоме стало финальное шоу, которое Боуи исполнял в амплуа Зигги Стардаста. Как раз перед заключительной песней Боуи объявил: «Из всех шоу этого тура это шоу особенное и останется с нами дольше всех, потому что это не только последнее шоу тура, это последнее шоу, которое мы будем когда-либо делать. Спасибо». Многие из зрителей действительно полагали, что Боуи принял решение покинуть музыкальную сцену. Но он, как вы уже поняли, просто в очередной раз пошутил.

James Brown
«Live At The Apollo King», 1963

По мнению некоторых авторитетных музыкальных изданий, данная пластинка является одной из самых энергичных записей всех времен. Концерт был записан в гарлемском Apollo Theater в октябре 1962 года на средства самого Джеймса Брауна и вышел на лейбле певца King Records. Звукозаписывающая компания Брауна поначалу отказалась от выпуска концертного диска, но он моментально стал блокбастером (заняв 2-е место) и впоследствии продержался в чартах журнала Billboard более года. Это, пожалуй, одно из самых страстных выступлений крестного отца соула. При поддержке мощнейшей вокальной группы The Famous Flames, «секс-машина» Браун сладострастно выдает переполненную похотью классику «I’ll Go Crazy», «Try Me», «Think», «I Don’t Mind» и «Please, Please, Please». В дальнейшем Джеймс Браун продолжил серию концертных альбомов, записанных в ставшем со временем культовым зале «Аполло». Это «Live at the Apollo, Vol. II» (1968), «Revolution of the Mind: Recorded Live at the Apollo, Vol. III» (1971) и «Live at the Apollo» (1995). Но такого накала страстей, как на данном альбоме, на них уже не было.

Nirvana
«MTV Unplugged In New York», 1993

Концертный альбом американской рок-группы Nirvana, вышедший в 1994году. Был записан 18 ноября 1993 года в Sony Studios в Нью-Йорке. Запись одного из их последних переданных по телевидению концертов, который был сыгран на шоу «MTV Unplugged». Альбом вышел уже после смерти Курта Кобейна. Официальная телевизионная версия концерта была показана 14 декабря 1993 года в виде 46-минутного выступления, которое реально длилось больше часа. Все перерывы между песнями, отстройка инструментов, шутки и разговоры со зрителями были вырезаны. Часть песен Кобейн исполнил в акустическом варианте, среди них были «Come As You Are», «Polly» и «All Apologies». Другую часть составили каверы, которые добавили разнообразия в выступление группы. После смерти Кобейна в апреле 1994 года MTV часто пускало в эфир концерт группы. 20 ноября 2007 года был выпущен DVD «MTV Unplugged in New York», который включил две песни («Something in the Way», «Oh Me»), отсутствовавшие в телеверсии.

Led Zeppelin
«The Song Remains The Same», 1976

Концертная запись группы такого статуса изначально не может игнорироваться поклонниками рок-музыки. Записанный в ходе турне в поддержку альбома 1973 года «Houses Of The Holy», альбом является в том числе звуковой дорожкой к одноименному фильму и показывает великую группу в расцвете творческих сил. Пластинка, возглавившая европейский хит-парад, американцам тоже понравилась, добравшись до второй строчки Billboard. Это огромное достижение для любой европейской группы. «The Song Remains the Same» записан в 1973 году в течение трех вечеров, когда Led Zeppelin играли концерты в Нью-Йоркском «Мэдисон Сквер Гарден».

Johnny Cash
«At San Quentin», Columbia, 1969

Вслед за предыдущим успешным концертным альбомом в феврале 1969 года Джонни Кэш прибыл в тюрьму Сан-Квентин в сопровождении звукозаписывающей группы с лейбла Columbia и британской съемочной группы. Это был четвертый визит Кэша в тюрьму с концертами. Выступление Кэша в Фолсомской тюрьме годом раньше содержало шквал песен о смерти, тюрьме и убийстве, однако в Сан-Квентине песенный материал был не столь мрачно-агрессивным, отражая, возможно, смягчение собственного душевного состояния исполнителя. Однако альбом включал совершенно новую песню «San Quentin», и бескомпромиссное исполнение Кэшем этого впечатляющего осуждения тюрем в целом (и Сан-Квентина в частности) практически спровоцировало аудиторию на бунт. Реакция зэков так впечатлила Кэша, что он сразу же повторил песню. Также в Сен-Квентине Джонни Кэш представил публике полушуточную песню о нелегкой судьбе парня по имени Сью. В песне была строчка «I’m a son of a bitch who named you Sue», принадлежащая отцу лирического героя. Вскоре запись была выпущена в виде концертного альбома, на котором неприличное слово было «запикано». После этого Джонни Кэш, выступая в «Мэдисон Сквер Гарден», сознательно на этом месте пропищал в микрофон, имитируя звук с пластинки. И сразу же объяснил: «Я не могу сказать со сцены «сукин сын».

Deep Purple
«Made In Japan», 1972

Альбом составлен из концертных записей 15–17 августа 1972 в Осаке и на «Арене Будокан» в Токио, Япония. Пластинка была записана группой первоначально исключительно для японского рынка, чтобы закрепить успех свежего на тот момент альбома «Machine Head». Запись включает в себя концертные версии знаменитых песен группы, находящейся в этот момент в зените славы, таких как «Smoke On The Water», «Highway Star» и «Strange Kind of Woman». Сама группа не верила в живые альбомы и изначально не планировала выпускать. Но спустя две недели после издания этот альбом уже стал платиновым. Импровизации клавишника Джона Лорда и гитариста Ричи Блэкмора выше всяческих похвал, а вокалист Иэн Гиллан был на тот момент лучшим рок-вокалистом в мире без всякого преувеличения. Классика рока на все времена.