В Крым и обратно

Новый российский регион, несмотря ни на что, становится доступнее

К началу бархатного сезона Керченская переправа наконец-то вышла на относительно нормальный ритм работы. Еще в середине июля здесь был полный кошмар, но сейчас многие проблемы преодолеваются или уже преодолены. И Крым, несмотря ни на что, становится доступнее.

В июле здесь постоянно стояла многокилометровая очередь со стороны порта Кавказ. Томительное ожидание погрузки на паром достигало 40 часов. Люди разворачивались прочь, скандалили, дрались. Были случаи, когда толпа переворачивала машины, пытавшиеся пробраться без очереди. Все понимали: к началу августа, когда по единственной «мирной» дороге на Крым двинется основная масса отдыхающих, ситуация может просто взорваться.

И вот наконец-то начал работать огромный греческий паром «Олимпиада». Он пришел на помощь брату-близнецу «Ионасу». Оба гиганта способны за раз заглотнуть 160 легковых автомобилей и больше 600 пассажиров. Прежние паромы — «Николай Аксененко», «Ейск» и «Севастополь» — теперь выступают в роли маленьких помощников греков-работяг. Трехпалубный «Ионас» принимает груз и пассажиров. Одновременно на противоположной стороне пролива загружается «Олимпиада». Время морского перехода — 20 минут. Только так удалось более или менее разгрузить переправу. Водители разводят руками: мол, даже не предполагали, что ждать не придется. Память о пробке двухнедельной давности остается кошмарным сном.

Однако проблем еще хватает. До сих пор случаются моменты, когда ожидание погрузки составляет до 10 часов. Пассажиры, едущие в Крым по «единому билету», рассказывают, что в Новороссийске приходится еще 3 часа ждать автобус, чтобы добраться до порта Кавказ. «Мы приехали на поезде, вышли, и тут началось... Нас никто не встретил. Самостоятельно искали свой автобус, затем, уже сидя в салоне, опять ждали непонятно чего. В порту томились в очереди на посадку на паром. В общем, измучились», — рассказывает Кирилл из Воронежа.

У «единобилетчиков» много претензий по поводу работы диспетчерской службы на материке. Плохо организована встреча тех, кто добирается поездом до Анапы или Краснодара, а затем пересаживается на автобусы до порта Кавказ.

«В Анапе ждали автобус 3 часа. Никто нам не ответил, почему. С прибытием очередной партии туристов толпа ожидающих увеличивалась.

Из-за неразберихи страсти накалялись до предела. Отрезок пути от поезда до парома крайне тяжелый. Только на пароме народ остыл», — делится впечатлениями с прессой Сергей из Москвы.

В порту Крым дело поставлено лучше. Здесь автобусы выстроились прямо на огромной припортовой площади. На лобовых стеклах таблички: «Ялта», «Севастополь», «Феодосия», «Симферополь», «Евпатория». Молодые парни в люминесцентных жилетах с надписью «Персонал по поддержке пассажиров» встречают тех, кто прибыл по «единым билетам», и тут же проводят гостей через специальный проходной пункт. Одновременно рассаживают на свои места пассажиров рейсовых междугородних автобусов. Одно за другим проезжают легковые авто... Во время путешествия на пароме народ активно общается. Водители греческого автобуса рассказывают о своих украинских впечатлениях: «Мы 12 лет на этом рейсе. Но сейчас нам страшно, так как возвращаться в Грецию приходится по территории, где идет война. Даже в Мариуполе, где сейчас нет военных действий, на блокпостах нас проверяют под дулами автоматов».

В августе, когда курортники массово повалят домой, Керченская переправа обещает запустить еще один паром большой вместимости. Его особенность: более устойчив в условиях непогоды.

Еще один транспортный прорыв: Крымская железная дорога наконец-то запустила прямой пассажирский поезд № 562 по маршруту Симферополь — Москва через Керчь, затем станции Краснодар и Ростов-на-Дону. В дорогу отправились девять вагонов и 230 первых пассажиров. Время в пути — без малого двое суток.

А уже в первое августовское воскресенье на крымских берегах встретили 450 пассажиров поезда Москва — Симферополь. Стоимость купейного места составляет 6464 рубля, в плацкарте — 4026, включая паром и автобус. На первую августовскую декаду на литерный уже продано более половины билетов.

По морю пустые вагоны едут на железнодорожном пароме «Петровск». После высадки пассажиров вагоны закрываются на замок и опломбировываются, то есть сохранность вещей обеспечена. Уже на берегу народ опять занимает свои купе. Любопытно, что в советские времена поезда грузили на железнодорожные паромы вместе с людьми. Когда в Керченском проливе штормило и вагоны раскачивались, ощущения были незабываемы.

Похоже, сейчас решили не подвергать путешественников такому экстриму. А если усиление ветра на переправе достигнет 16 метров в секунду, литерный остановят, и пассажирам придется ожидать возобновления движения паромов в специальных залах или в самом поезде.

На фоне торжественного запуска московского состава как-то незаметно пошел в рейс другой поезд, очень важный для Крыма. От севастопольского вокзала в свою первую поездку отправился поезд № 616/615, следующий до Керчи. Прямое железнодорожное сообщение через весь полуостров к Керченскому проливу началось по личной инициативе севастопольского губернатора Сергея Меняйло. Цель проекта понятна: обеспечить стабильное движение по напряженному маршруту Тамань — Крым, Крым — Тамань. Отправление в 22.35 из Керчи, а в 8.40 утра поезд подкатывает к перрону Севастополя. Также ночью идет обратно, люди могут выспаться в дороге.

Теперь прямым поездом до Южнобережья могут добраться россияне, следующие по «единому билету». Удобен он для крымчан и севастопольцев. Железнодорожники прогнозируют, что с наступлением осени пассажиров маршрута Севастополь — Керчь вовсе не убавится. Крым начинает жить полнокровной жизнью, и прямой поезд через всю республику будет востребован. Особенно рады студенты, проживающие в различных населенных пунктах автономии — теперь дешево и без проблем можно добраться на учебу или домой.

Одновременно с началом прямого железнодорожного сообщения Севастополь — Москва восстановлены некоторые международные авиаперевозки — вопреки санкциям. Первым международным из российского Крыма стал рейс на Стамбул. Полеты совершает компания «Грозный Авиа».

Чтобы избежать каких бы то ни было проблем, самолет делает техническую посадку в Анапе. Однако в данный момент с правительственными структурами Турции идет активное согласование механизма осуществления прямых рейсов Симферополь — Стамбул без посадки в Анапе. Решение должно быть принято в течение 10 дней. Намерен Минтранс Крыма расширять сотрудничество с компанией «Грозный Авиа» и другими авиаперевозчиками для расширения перечня международных рейсов в другие страны.

«Международное сообщение с российским Крымом будет в приоритете, — отметил на пресс-конференции в Симферополе замминистра Анатолий Цуркин. — Перспектива ближайших дней — полеты на Анталью и Ереван. Многие украинские политики скептически относились к возобновлению авиасообщения Крыма с Турцией, но нам удалось согласовать все вопросы».

Из Симферополя в Стамбул будут осуществляться два рейса в неделю.

Стоимость полуторачасового перелета — 17 тысяч рублей, хотя министр обещает заметное снижение цены билетов на эти рейсы.