Dolce & Gabbana от Эрдогана

По словам экспертов, Турция буквально завалила Россию своими товарами. Что совпало с введением антироссийских санкций

Итальянский экспорт в Турцию в июне показал рекордный рост: 87% в годовом выражении. Как заявляют таможенники, такого взлета не наблюдалось за десятилетия торговли между странами. Одновременно кардинально вырос и турецкий импорт: Анкара, как говорят эксперты, буквально завалила Россию своими товарами. Что совпало с введением Западом санкций против Москвы.

Аналитики из итальянской газеты Corriere della Sera, проанализировав эти двойные экономические аномалии, пришли к выводу: Италия решила подзаработать на обходе антироссийских санкций с помощью партнера по НАТО. Но пусть эти страны разбираются между собой сами. Тем более что, судя по таможенным данным, обе не нарушали (или почти не нарушали) санкционных еврозапретов, рост экспортно-импортного потока основывался больше на товарах народного потребления. И в российских бутиках лишь прибавилось нарядов от Dolce & Gabbana и других популярных брендов, а в супермаркетах — качественной пасты и твердых сыров.

«Турки и итальянцы совместно челночат, — шутят наши граждане. — Прямо как мы в лихие 90-е». Есть и еще кое-что общее. Как и во времена челночников, гарантии на современный параллельный импорт не распространяются, даже если это товар известного бренда.

Официальных цифр на этот счет нет (с недавних пор Росстат прекратил публиковать данные внешней торговли). Но руководитель Института стран с переходной экономикой при Банке Финляндии Иикка Корхонен, опираясь на международную статистику, утверждает, что в нынешнем году Турция — единственная из стран ЕС, увеличившая поставки в Россию. А у всех остальных государств экспорт год к году существенно упал. В результате Турция может стать четвертой в российском списке крупнейших экспортеров, хотя в прошлом году занимала лишь десятую строчку.

Хотя в ближайшее время и у Анкары могут появиться конкуренты. Уход западного бизнеса из России создал уникальные возможности для азиатских компаний, и те готовы занять освободившуюся нишу. Тем более большинство из них пока не связаны прямыми санкционными запретами Европы и США. Как отмечают эксперты, крупнейшие компании сейчас предпочитают не афишировать свои планы. Но уже в течение 2022 года товарооборот России со странами Азии может вырасти совокупно на 50 млрд долларов. Такой прогноз дали в Русско-Азиатском союзе промышленников и предпринимателей. Как говорит президент РАСПП Виталий Манкевич, рост торговли становится реальным выражением давно обсуждаемого в Москве поворота на Восток.

Прежде всего эксперты ожидают «китайское нашествие», которое уже начинается. «В настоящее время в Китай поступает все больше и больше запросов ценовых предложений из России, в частности в сфере автозапчастей, импортных режущих инструментов, импортного горнодобывающего оборудования, импортных запчастей для ремонтного оборудования и так далее», — говорит Майя Мань, гендиректор Shanghai ManYa Industry and Trade Co. Также китайские текстильные предприятия заинтересовали новости о закрытии магазинов иностранных брендов. При самом негативном развитии событий рынок может недосчитаться 30-40% объема одежды. «Образовавшийся вакуум заполнят китайские производители», — прогнозирует Манкевич. А на рынок овощей, фруктов, рыбы и другого продовольствия будут претендовать многие страны Юго-Восточной Азии. И здесь Россию ожидают малоизвестные проблемы — прежде всего в сфере продовольственной безопасности.

Вспомним, как два года назад российская санитарная служба запретила ввоз рыбы и морепродуктов из Китая — тилапию, форель, креветку и так называемые морские коктейли. Причина была серьезная: в результате масштабной инспекции в рыбе обнаружили кадмий, ртуть и мышьяк. Руководитель информационного агентства по рыболовству Александр Савельев тогда эмоционально заявил: «А что вы хотите, 50 млн тонн выращивают в прудах и канавах! Есть даже такая поговорка: если ты сносил ботинки, брось их в пруд — и через год получишь отличную тилапию». Запрет был снят после массовых проверок и получения гарантий китайской стороны, что такое не повторится. Но теперь у России появятся другие поставщики, малознакомые российской санитарной службе.

Наших туристов, выезжающих в страны Юго-Восточной Азии, предупреждают: в Таиланде не нужно покупать необработанные самоцветы: во-первых запрещено, во-вторых, попадете на подделку. А также не соблазняться на рыночных развалах «аналогами» мировых косметических брендов: MAC, Urban Decay, Kylie Cosmetics и т. д. Что привезенный из Турции дорогой западный алкоголь — это зачастую красиво упакованная самогонка, а в составе лекарственных таблеток могут быть пестициды, кирпичная крошка, свинцовые белила, промышленные красители, чернила для принтеров, полироль и гипс. А из Гонконга или Ханоя нет смысла привозить купленные за полцены гаджеты — наверняка брак...

Теперь еще незнакомый нам азиатский товар большими партиями сам начнет поступать в наши города, на российские рынки. Убережется ли народ от дешевых соблазнов? Придется искать и находить золотую середину между этими соблазнами и дефицитом.