Женщины рулят и на трассах Тур де Франс

Россияне продолжают выступать на международных велосоревнованиях

Большой ажиотаж вызвала женская велогонка Тур де Франс. Гонка состояла из восьми этапов, общей протяженностью 1034 км. Для сравнения: на мужском Тур де Франс был 21 этап общей длиной 3350 км. Дополнительное внимание той публики, которая даже не интересуется велоспортом, женская гонка привлекла страшным массовым завалом, который произошёл за 25 км до финиша второго этапа. Главной пострадавшей стала одна из фавориток соревнований, итальянка Марта Кавалли, на которую в тесном пелотоне при резком маневрировании налетела соперница и выбила из-под неё велосипед. Марта долго лежала на шоссе. У неё оказалась сломанной ключица, помимо множества ушибов.

Российская гонщица Тамара Дронова заняла 15-е место. Велогонки — один из немногих видов спорта, где россияне продолжают выступать на международной арене. Двумя неделями ранее на мужском Тур де Франс пятое место занял Александр Власов. Руководство UCI (Международного Союза велосипедистов) приняло соломоново решение: если россиян не допускают до Олимпийских игр, то можно ограничиться их недопуском до чемпионатов мира и Европы, но разрешить участвовать в качестве нейтральных атлетов на коммерческих гонках, в том числе «Тур де Франс», «Вуэльта», «Джиро», которые для шоссейников считаются не менее престижными, чем чемпионат мира. Ведь не было прямых указаний МОК насчёт удаления россиян — это многие спортивные федерации сами проявляют инициативу в желании выслужиться перед кем-то. Более того, некоторые российские специалисты продолжают работать в комитетах и комиссиях UCI.

Вот что рассказал «Труду» о развитии женского профессионального велоспорта Александр Гусятников, который был лидером сборной СССР, а потом её главным тренером. В 2000-2008 годы — президент Федерации велоспорта России. Член одной из комиссий UCI, вице-президент Европейского велосипедного союза (с началом спецоперации его деятельность на этом посту приостановлена):

Александр Гусятников боролся за права женщин в профессиональном велоспорте. Фото автора

«Женский велоспорт вообще отставал в развитии от мужского. Лишь в 1968 году конгресс UCI обратился в МОК с просьбой включить женские гонки в программу Олимпиад. Но только в 1980 приняли решение о включении в программу Игр в Лос-Анджелеса 1984, и лишь на шоссе. А женский «Тур де Франс» проводился и раньше, например, под названием «Большая петля». Но сейчас впервые девушки на этой гонке соревновались в ранге и рамках мирового тура. Я на протяжении почти 20 лет боролся, чтобы женский велоспорт был признан и в качестве профессионального. Так называемые «континентальные» команды давно было разрешено организовывать. Но их спортсменки были бесправными людьми — без профессиональных контрактов. Регистрация шла через национальные федерации. То есть, слишком мало ответственности и контроля, без минимума в зарплате и прочих гарантий. Девочки порой получали по 100-200 евро в месяц — смешные деньги за такой труд. Календарь, размер призовых были ниже всякой критики. Я выступал, писал письма, чтобы эти команды были под контролем UCI. Мой скромный труд принёс результаты, хотя далеко не сразу. В результате, у женщин теперь есть гонки и команды мирового тура, как и у мужчин. Всем мужским командам мирового тура было предложено поддержать женский велоспорт. Соответственно, при многих этих командах были созданы и женские. Несколько россиянок продолжают выступать на международном уровне. Тамара Дронова, Гульназ Хатунцева, Диана Климова в составе швейцарской профессиональной команды Roland Cogeas Edelweiss Squad. Мари́я Новоло́дская и Инна Абайдуллина — за команду, которую поддерживают Эмираты. Всем участницам мирового тура предоставлена банковская гарантия, как и мужчинам. И всё контролируется специальной комиссией и UCI. Определена минимальная сумма контракта, минимум призового фонда. Никто не отменял им и индивидуальных спонсоров. UCI уже приравнял размеры женских призовых к мужским ... но только на чемпионатах мира. На других гонках женщины пока зарабатывают намного меньше мужчин. Но всё у них в развитии.

А насчет массового завала на втором этапе... не думаю, что велосипедисток это испугает. Особенно, если эти гонки хорошо оплачиваются. И вообще там девушки далеко не робкие. Я как член шоссейной комиссии часто участвовал в работе над официальными письмами, которые девушки присылали в Международную и Европейскую федерации. Так вот двукратная олимпийская чемпионка и многократная чемпионка мира Марианна Вос из Нидерландов на чемпионате мира в Австрии выразила недовольство и написала письма всем членам комиссии: «почему в женской гонке убрали подъём в 28 градусов, который был на мужской трассе?!» Велогонщицы не только требуют равенства с мужчинами в оплате их труда, но и готовы штурмовать самые крутые подъемы и дистанции длиной 200 км. Хотя лично я не считаю это вполне нормальным, чтобы у мужчин и женщин равными были и параметры гонок, и условия оплаты".