"ЗЕРКАЛО" ДАЛО ТРЕЩИНУ...

В почти трехчасовой встрече с родственниками подводников с "Курска" президент России не раз касался темы ТВ. Комментаторы тогда сделали упор лишь на те места разговора, где резкой критике подвергались эфирная ложь и недобросовестность некоторых телехозяев. Но была в беседе и позитивная программа: "Надо более талантливо, правдиво, точно и в срок самим осуществлять информационную политику", - сказал Владимир Путин. И добавил: "Но это требует сил, средств и хороших специалистов".

"Самим" - это, как можно предположить, государству. У него ведь за последнее десятилетие резко ослабли позиции "на телевизионном фронте". Из шести основных метровых каналов только два - РТР и "Культура" - целиком принадлежат государству. Для сравнения замечу: столько же имеет один олигарх - Борис Березовский. Причем два его канала - ОРТ и ТВ-6 - и по охвату аудитории, и по финансовым возможностям, да и по рейтингу популярности явно превосходят те, что принадлежат государству. Если же учесть, что канал "Культура" все-таки, что ни говори, обращен в прошлое (ибо, лишенный фактически финансирования, пользуется в основном архивными запасами), то положение госэфира становится еще сложнее. Одно утешение: в самое последнее время, с приходом на московский канал Олега Попцова, ТВЦ изменил свою позицию. Стал все чаще выступать в качестве союзника РТР. Более того, именно на РТР и ТВЦ происходят сегодня самые значительные перемены. На этих каналах больше всего новых имен, программ, свежих решений. Хотя, признаться, пока что они даются очень нелегко.
Я не разделяю торопливых восторгов по поводу преображения "Вестей" с приходом на РТР Олега Добродеева. Первый рывок - усиление оперативности, более современная верстка новостей, активное использование чисто телевизионных средств - действительно удался. Сразу же обратило на себя внимание появление ночного выпуска с Евгением Ревенко. Однако следующего шага - большего разнообразия и глубины в подаче информации - мы пока что ждем...
Мало того, с ростом информации на РТР явно просела аналитика. Последние выпуски "Зеркала" производят невеселое впечатление. Николай Сванидзе, кажется, рискует превратиться, как говорят в профессиональной среде, в "подставку к микрофону". От его претенциозной манеры вещать и "делать политику" не осталось и следа. Теперь он чаще всего дает официальные материалы. В минувшее воскресенье ведущий включил в программу одно за другим три обширных интервью - с президентом, министром финансов, секретарем Совета безопасности. Они составили львиную долю хронометража, но дело даже не в этом. Роль ведущего в этих материалах была минимальной, их вполне можно было бы дать в эфир и без его участия. Впрочем, уже объявлено о скором завершении "Зеркала", но пока не известно, что придет ему на смену.
В отличие от РТР, где предпочитают путь постепенных перемен, на ТВЦ решились на резкие преобразования. Главный выпуск "Событий" там стали вести сразу четыре журналиста, соединив под одной крышей информацию и комментарий. А субботнюю аналитическую передачу "Неделя" попросту закрыли, поставив на ее место "Постскриптум", который прежде выходил в скромном формате и касался по преимуществу частных тем. Передача Алексея Пушкова была хороша как выражение особого мнения по отдельным вопросам. Теперь ведущему приходится работать в более трудном жанре. Пока что журналисту явно не хватает широты взгляда, его "дыхание", если можно так выразиться, коротковато. Для того чтобы найти свое неповторимое лицо, понадобится время.
Перестройка информационно-аналитического вещания, которая происходит в последнее время на РТР и ТВЦ, не даст, конечно, быстрых результатов. Программы художественных и познавательных жанров скорее обретают желанное своеобразие. Назову лишь два самых свежих примера, которые внушают надежду. На ТВЦ - это линейка ежедневных получасовых передач, обращенных к подростковой аудитории. Поставленные на одно и то же время - 18.00 - они, уверен, скоро создадут у молодых зрителей привычку не только их смотреть, но и обсуждать увиденное. Хорошо, что шесть дней недели - это шесть разных телевизионных жанров. В понедельник - публицистическая передача, во вторник - телевикторина, в среду - юридический конкурс, в четверг - телеигра, в пятницу - еще конкурс, в субботу, наконец, игра интерактивная. При том, что в последнее время стало модным утверждать, будто ТВ ничему не учит, заразительность молодежных передач способна ненавязчиво внушать подрастающему поколению достойную линию поведения. В прошлый понедельник обсуждалась проблема подростковых самоубийств, в этот - речь шла о ранней беременности. И вот что отрадно: не впадая ни в ложный пафос, ни в снисходительное сюсюканье, авторы внушали своим юным зрителям и трезвые взгляды на жизнь, и посильный в наше время оптимизм.
А на РТР в минувшую пятницу меня приятно удивило другое. К 65-летию Армена Джигарханяна нам показали "Игру в джин" - телепьесу для двоих. Юбиляр вместе со своей партнершей Т.Поппе разыграл драму двух немолодых обитателей заштатного приюта. Поставленная режиссером Н.Оганесяном незамысловатая история интересна не столько развитием событий - они вскоре становятся вполне предсказуемыми, сколько внимательно прослеженной психологией персонажей. ТВ настолько приучило нас к одномерным фигурам, что встреча со сложными, противоречивыми характерами производит впечатление едва ли не триумфа духовности.
Может, кто-то не согласится с моим оптимизмом по поводу процессов, происходящих на федеральном и муниципальном каналах, а кто-то по-другому оценит конкретные программы. Вкусы ведь не сходятся. Меня, признаться, в большей степени радует сама тенденция. После нескольких лет прозябания эти каналы пытаются обрести свое лицо.