Арманд Ассанте: «В жизни я такой же любопытный Одиссей, как в кино»

Знаменитый голливудский актер справил свое 60-летие в Казани

В день закрытия международного кинофестиваля «Золотой Минбар» в Казани голливудский актер Арманд Ассанте (роли царя Одиссея, императора Наполеона, философа Ницше и др.) отметил свое 60-летие. Хотя в эксклюзивном интервью «Труду» признал, что с тех пор как стал путешественником, отвык пышно праздновать дни рождения.

— Молодая голливудская актриса (кстати, уроженка Ташкента) Эстель Раскин, с которой вы вместе снимались, сказала, что Арманд Ассанте часто приезжает в Россию, потому что любит красивых женщин, а их в нашей стране много.

— Интересное наблюдение. Но у меня никогда не было времени для изучения русских женщин. Когда я бываю в России, или конкретно в Чечне, или на Украине, то очень много работаю. Возможно, когда я приеду к вам на каникулы или в отпуск, то мне удастся получше узнать ваших женщин. Со мной всегда видеокамера и фотоаппарат, и я постоянно снимаю людей, которые меня чем-то «цепляют». Я запечатлел в России много удивительных лиц. Такие встречи дают новые идеи для творчества.

— Вы играли великого француза, древнего грека, немца… А сами вы кто крови?

— Я — американец, родом из Нью-Йорка. Мой отец, итальянец, эмигрировал в Америку в поисках лучшей жизни. Там он познакомился с моей мамой — ирландкой. Так что я наполовину — итальянец, наполовину — ирландец. Мои родители были музыканты, а сейчас мои дочери Анна и Александра серьезно учатся петь, хотя имеют в активе другие профессии — дизайнера и фотографа. В данный момент младшая дочь пишет музыку, а старшая играет на театральной сцене и снимается в телевизионных проектах в Нью-Йорке. С женой мы развелись, но остались в хороших отношениях.

— Получается, что ваша Пенелопа (актриса Карен Ассанте), в отличие от героини мифа, не дождалась своего Одиссея, слишком увлекшегося странствиями?

— Карен всегда рада меня видеть, и, надеюсь, в глубине души продолжает меня ждать, по крайней мере, я так чувствую. Но я действительно очень подхожу к типажу Одиссея, и поэтому Андрей Кончаловский предложил мне эту роль в своем фильме. И я так же бесконечно любопытен, как Одиссей. С 14 лет путешествую по миру, и в настоящий момент мало найдется на земле экзотических мест, где бы я не бывал.

— Но в экзотических местах Одиссея поджидали экзотические приключения вроде сражений с циклопами и прочими монстрами. А вернувшись домой после 25-летнего отсутствия, он вдруг казнил 120 ни в чем неповинных слуг. Почему?

— Одиссей по внутренней сущности — борец и воин. Его желание биться даже после того, как главное сражение уже выиграно, вызвало возмущение у богов. И боги ему сказали: «Если ты не станешь мирным человеком, то мы отстраним тебя от дома, семьи, детей и сделаем вечным странником». А ведь до начала походов для Одиссея главной ценностью были его семья, жена Пенелопа. Но с первой же битвой он превращается в безжалостного рубаку, и ничто не может его остановить. В итоге боги за гордость и дерзость все же привели Одиссея к смирению. Впрочем, и без богов это делает с человеком каждая война.

— В России любопытство считает пороком. У нас есть пословицы: «Много будешь знать — скоро состаришься», «Не суй нос не в свои дела», «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали». Тогда как вы, похоже, гордитесь своим любопытством.

— Объясню на примере своего интереса к России. Я вырос во времена холодной войны между СССР и США, Когда взрослел, пытался больше узнать о вашей стране с политической и социальной точки зрения, чтобы ответить на вопрос — почему погибло 20 или даже, как теперь говорят, 30 миллионов советских людей во Второй мировой войне, а американцы, союзники СССР, об этом ничего не знают и не хотят знать. Мне кажется, что главной причиной холодной войны была не политика, а борьба за ресурсы. На самом деле обе системы — и коммунистическая диктатура, и американская демократия — несовершенны, и каждую из них можно было легко использовать как орудие власти над миром.

— В телевизионном фильме «Наполеон и Жозефина», который пользуется большой популярностью в России, вы создали образ великого полководца и диктатора. Как думаете, почему Наполеон, обладавший феноменальными способностями и даром провидца, проиграл войну с Россией?

— Очень важный вопрос, и мне кажется, что я знаю на него ответ. Главная причина вашей победы и поражения Наполеона состоит в вере в Бога. Ваша армия была едина в своей вере, а солдаты Наполеона отвернулись от него после того, как их вождь не смог договориться с папой Римским (пытался переместить Ватикан во Францию) и в итоге был отлучен Пием VII от церкви. Его армия, состоящая из католиков, перестала в него верить. А с военной точки зрения — в то время нельзя было реализовать амбиции, которые имел Наполеон. Кумиром Наполеона был Джордж Вашингтон, и он хотел переустроить весь мир на манер Соединенных Штатов, что сделать на практике было нереально. Поэтому его судьба, как всякого мечтателя, оказалась трагической. Кстати, я играл Наполеона не только в этом телесериале, но и много лет на театральной сцене Нью-Йорка.

— Вы работали с самыми выдающимися режиссерами мира. Кого из них считаете самым талантливым?

— Мне очень понравилось сниматься у Кончаловского. Андрон умный и эрудированный человек, режиссер. Но самое важное — в отличие от голливудских режиссеров, он умеет «достать» из актера необходимые для роли эмоции, и поэтому я его назвал волшебником или повелителем эмоций. Ридли Скотт — очень интересный режиссер, большой мастер. В отличие от Кончаловского, вытягивающего эмоции из актеров, Скотт имеет свою магию и наполняет ею картины. Мне также довелось работать в фильме «Калифорнийская мечта» с молодым режиссером Кристианом Немеску, который трагически погиб в 27 лет — кстати, сразу после того, как картина вышла на экраны. Он был очень талантливым человеком, причем во всех смыслах этого слова. Но главным его талантом была способность видеть в маленьком эпизоде поведения конкретного человека черту, присущую целому поколению и обществу. Однажды он мне сказал: «Все это когда-то пройдет. Представь, Арманд, что тебя уже нет — и потеряйся, растворись». После этих слов я выпустил на волю всю свои эмоции, всю свою сущность и ощутил необыкновенную свободу.

— На фестивале в Казани вы встречались с братом Андрона Кончаловского — режиссером Никитой Михалковым, Видели его фильмы, хотели бы у него сниматься?

— Фильмы замечательные. Но Никита в отличие от своего брата — русский художник до мозга костей. Русский в отношении к актерам, к съемочному процессу, в этом его главная и сила и слабость. Потому что там, где есть сила, всегда есть и слабость. Но оба брата — Михалков и Кончаловский — уникальные и при этом абсолютно разные.

— Говорят, что вы великолепный наездник, очень любите лошадей.

— Во многих фильмах, в том числе в «Наполеоне и Жозефине», я сам скакал на лошади. Более того, однажды на съемках я даже заменил героя Кристофера Рива, потому что он упал с лошади и разбился. В начале 1990-х я тоже получил очень серьезную травму, когда мчался на лошади, и с тех пор почти перестал ездить. Хотя до сих пор содержу шесть лошадей, но езжу на них крайне редко — травма до сих пор дает о себе знать. Но когда в мой дом приходят журналисты, первым делом веду их в конюшню, и они настолько увлекаются лошадками, что забывают обо мне