Главная Культура Афиша 00:34 05 Октября 2010 2422
По числу мюзиклов Россия уже почти достигла уровня Голландии
Сразу четыре новых мюзикла стартуют в эти дни в театрах Москвы
Сергей Бирюков

«Труд» задался вопросом, стала ли индустрия мюзиклов за 10 лет существования в России коммерчески успешной или попытки продюсеров обречены на провал.

Эпоха российского мюзикла началась 10 лет назад, и старт ей дал поставленный в сезоне 1999–2000 годов спектакль «Метро». Постановки с этим жанровым грифом появлялись в России и раньше, но были редки и жили, как правило, недолго. «Метро» произвело переворот. Шло четыре сезона, его продюсеры Катерина Гечмен-Вальдек и Александр Вайнштейн в продвижении своего продукта использовали западные методики: вводили в спектакль приглашенных звезд, широко рекламировали эти вводы, устраивали с участниками труппы концертные шоу. Спектакль зацепил самую мобильную аудиторию — молодежь.

Ни дня без мюзикла

Уже в «Метро» были заложены типичные для российского мюзикла продюсерские перекосы. Показ не был ежедневным, а занимал примерно две недели в месяц. Хотя в мире известно, что коммерчески успешным может быть только мюзикл, идущий ежедневно.

В России сейчас лишь одна компания живет по этому закону — российская продюсерская фирма Stage Entertainment, входящая в состав крупнейшего международного театрального холдинга, представленного в большинстве европейских стран. Ее руководитель Дмитрий Богачев объяснил «Труду»: «Предпремьерные инвестиции в наши постановки в России („Cats“, „Mamma mia!“, „Красавица и Чудовище“, „Zorro“) колеблются от 3 до 4 миллионов евро. Если вам говорят, что постановочный бюджет какого-то мюзикла меньше 2 миллионов, это вызывает вопросы.

Чудес не бывает: либо отечественные продюсеры жертвуют качеством, к примеру заменяя живой оркестр фонограммой или упрощая декорации, либо вообще часть расходов скрывается, так как источник финансирования сомнителен. Чтобы наша аудитория могла позволить себе семейный поход в театр пару раз в год, цены на билеты должны быть в пределах 1500–2500 рублей. Значит, успешный спектакль должен идти ежевечерне не меньше 500 раз, чтобы принести ощутимую прибыль. И это при заполняемости зала 80–90%, а при 50–60% вы рискуете оказаться в минусе».

Русский метод

Большинство наших продюсеров предпочитают самобытный российский путь: не ежедневный показ, а так называемый блочный. В независимых компаниях он невозможен, а вот в государственных, таких как Московская оперетта («Нотр-Дам», «Ромео и Джульетта») или Et Cetera («Продюсеры»), — пожалуйста. Они хотят заработать на мюзикле, не расставаясь с привычным репертуаром, и отводят новому для себя жанру от 10 до 15 дней в месяц.

«Термин „самоокупаемость“ вряд ли применим к проектам Оперетты и Et Cetera, — замечает театральный продюсер Дмитрий Калантаров. — Ведь значительная часть ресурсов здесь — государственные деньги, а в случае с „Продюсерами“ — еще и масса спонсоров». С ним согласна театровед Екатерина Гаева. «Дважды в месяц собирать и разбирать декорации очень затратно, — говорит она. — Хитрость в том, что гостеатры свободны от платы за аренду площадки и других трат. В бюджете таких мюзиклов до 80% занимают госсредства, идущие, однако, на частный по сути проект, прибыль от которого не возвращается государству, а остается в карманах устроителей шоу. Насколько корректна такая „экономика“, большой вопрос».

У них и у нас

В лондонском Вест-Энде и на нью-йоркском Бродвее число площадок с ежедневным показом мюзиклов — 25–30, а в разгар сезона и до 50. Уже по этим показателям видно, насколько Россия отстает в развитии жанра от лидеров. «По числу и качеству проектов мы на уровне Франции, Испании, Италии, — говорит музыковед Мария Вавилова. — Хотя уже Голландии уступаем». За исключением ГИТИСа и Щукинского училища, в России нет школ, где учат синтетических актеров, нет профсоюза, который защищал бы права участников проектов.

И все же в этом сезоне впервые за много лет в Москве одновременно будут существовать сразу два мюзикла ежедневного показа: 15 октября к только что стартовавшему в Stage Entertainment «Зорро» добавится «Обыкновенное чудо» в Центре на Дубровке. Символично, что это мюзикл не импортный, а целиком российский, основанный на популярной музыке Геннадия Гладкова и стихах Юлия Кима. И пойдет он на той же площадке, на которой шел первый русский ежедневный мюзикл «Норд-Ост», до сих пор считающийся одним из самых ярких проектов отечественного театрального бизнеса и имевший все шансы стать коммерчески успешным, если бы не теракт в октябре 2002 года.

Читайте репортаж о премьере мюзикла "Zorro" в Москве

Комментарии для сайта Cackle
Афиша 00:03 / 29 Октября 2021 10640
Русская Шанель

В Москве вспомнили женщину, одевавшую великих княгинь и народных артисток СССР

Дина ЕГОРОВА
Труд
Надежда Ламанова (слева) и ее творения на выставке в Москве. Ефимия Носова (Рябушинская) в платье от Ламановой на портрете К. Сомова. 1911 год. Фото из открытых источников

В столице на ВДНХ открылась выставка «Гений в юбке и ее эпоха», посвященная 160-летию со дня рождения первой русской женщины-модельера Надежды Ламановой. Ее называют «русской Шанель»,...

Открылась выставка, посвященная древнейшей переправе через Москву-реку

Виктория Рогозинская
Труд
Акварель Аполлинария Васнецова «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века» (1901 год) считается самой достоверной реконструкцией древнего вида этой столичной достопримечательности

В Музее Москвы развернута экспозиция «Большой Каменный мост», приуроченная к окончанию капитального ремонта одного из самых знаменитых мостов столицы. Историю монументального сооружения решили не втискивать ограниченное пространство...

Спектакль «Территории» рассказал о граффити – искусстве, замешанном на адреналине

Сергей Бирюков
Труд
Написать ярко и свалить быстро – две главные заповеди граффитиста. Фото автора

Не знаю, как вам, а мне всегда хотелось узнать, что означают граффити, покрывающие, будто татуировки, заборы вдоль железнодорожных линий. Просто мазня резвящихся юнцов, у которых «гормон поет», или нечто большее? За ответом...

По мнению писателя, она «находится в своем амплуа, которое идеально исполняет»

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Известный российский писатель, заместитель художественного руководителя по литературной части МХАТ имени Горького Захар Прилепин прокомментировал игру певицы и телеведущей Ольги Бузовой в спектакле «Чудесный грузин». «Это...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?