Так сколько брать в голову?

 Как помочь ребенку переварить все знания и остаться здоровым

Уже сейчас родители старшеклассников рыщут в поисках репетиторов, чтобы успеть натаскать чадо для сдачи ЕГЭ. Качество самого школьного образования при таком подходе отступает на второй план. О нем можно будет судить, когда случится (или не случится) поступление в вуз. Или еще много позже, когда на руках уже будет заветный диплом.

Реформы образования проходят в нашей стране, как правило, раз в 20 лет. Очередные изменения стартовали в 2009 году с внесением поправок в Федеральный закон «Об образовании». Новые стандарты образования «раскручиваются» медленно, как огромный маховик. Чтобы все шестеренки этого механизма слаженно завертелись, должен пройти еще не один год. Но мы-то живем здесь и сейчас, а потому вопросов у родителей море.

Какое образование можно считать качественным (это же не помидоры на рынке выбирать)? Чем школы отличаются от гимназий? Как не допустить школьных перегрузок?

Разобраться в этом поможет Александр ГАВРИЛОВ, начальник Управления комплексного сопровождения государственных программ и инновационных технологий в образовании столичного департамента образования.

– Александр Владимирович, что включает в себя понятие «качественное образование»?

– Это образование, которое удовлетворяет запросам общества. Когда, заканчивая образовательное учреждение, ребенок будет не только обладать высоким уровнем знаний по предметам, но и сможет использовать эти знания в жизни. По каким параметрам это оценивать? Есть академические результаты (то, как выпускники учатся в течение учебного года, сдают итоговую аттестацию) – это один из критериев. Участие и победы школьников во всероссийских предметных олимпиадах – тоже один из объективных параметров. Кроме того, существуют независимые диагностики знаний.

– Чем сегодня школы отличаются от гимназий? В них менее качественное образование?

– Дело не в названии, а в содержании и качестве преподавания. Многое зависит от того, какие педагоги учат и как учат, по каким программам. Это раньше существовало деление: на школы (с 1-го класса), гимназии (с 5-го класса) и лицеи (с 8–9-го класса). И главное – было разное финансирование этих образовательных учреждений в зависимости от их типа. Существовало неравенство, когда на решение одинаковых задач в процессе обучения ребенка государство выделяло разные деньги.

А после введения «подушевого» финансирования это неравенство исчезло. Причем выравнивание произошло по верхней планке существовавшего финансирования. Так, на обучение одного старшеклассника государство сегодня выделяет в год 123 тысячи рублей. И неважно, в каком образовательном учреждении ребенок учится. Только если образовательное учреждение решает какую-то специальную задачу – учит ребенка с ограниченными возможностями здоровья или, скажем, работает по специальным программам для одаренных детей, – эта цифра еще увеличивается. В последние годы наибольший интерес родители проявляют к большим многопрофильным школам, которые обладают не только мощным образовательным потенциалом, но и возможностью выбора профиля внутри школы исходя из интересов ребенка.

– Школьные перегрузки… Что с ними делать?

– Очень важно, как педагогический коллектив выстраивает программу обучения. В Москве группа директоров столичных школ сейчас занимается разработкой эффективного учебного плана, который позволит снизить школьную нагрузку, более эффективно использовать учебное время, что в свое время позволит снизить и количество домашнего задания. Родители, между прочим, такие же полноправные участники учебного процесса, как учителя и школьники и также могут участвовать в этом процессе. Во всех школах сейчас работают управляющие советы, с которыми руководство образовательных учреждений согласовывает наиболее важные решения.

– А если вводятся платные уроки, то на каких условиях?

– Тезис о переходе на платное образование – это миф. Государственные вложения в образование не сокращаются, а увеличиваются. Так, общий бюджет учреждений образования Москвы вырос с 165 млрд рублей в 2010 году до 257 млрд в 2013-м. В проекте бюджета 2014 года эта сумма приближается к 277 млрд рублей. Считайте сами. А вот если у родителей есть потребность в дополнительных занятиях – например, хотят они, чтобы дети учили арабский язык или чтобы появилась секция тяжелой атлетики, – руководство образовательного учреждения может пойти им навстречу. Но все это появится не вместо бесплатных уроков, а в дополнение к ним.

Не требуйте с чада лишнего

Берем калькулятор и считаем, сколько часов в неделю корпит над учебниками ваше чадо. Плюс к этому не забываем, что в классе должно быть не больше 25 человек, а занятия должны начинаться не раньше 8 часов. И в течение учебного дня разрешена только одна контрольная работа. Если эти нормы нарушаются, есть повод обратиться в администрацию образовательного учреждения.