Легким движением мертвый сезон превращается в золотое дно

В прокат выходят сразу четыре российские картины: «Он – дракон», «Страна Оз», «Находка» и «Дороги»

На этой неделе в прокат выходят сразу четыре российские картины. Высокобюджетный фильм-фэнтези «Он — дракон», спродюсированный вездесущим Тимуром Бекмамбетовым. Абсурдистская комедия «Страна Оз» Василия Сигарева, только что завоевавшая Гран-при на фестивале российского кино в Польше. «Находка» Виктора Демента с харизматичным Алексеем Гуськовым в главной роли, за исполнение которой актер получил несколько премий на фестивалях. Наконец, «Дороги» Андрея Гаврилова — криминальная драма с элементами роуд-муви.

Вроде бы надо радоваться, что у нас появляется все больше кино «хорошего и разного». Но радоваться у меня не получается. Может, потому, что я хорошо понимаю, как непросто придется нашим фильмам на фоне голливудского блокбастера «Шпионский мост» в постановке Стивена Спилберга и артхаусного шедевра «Дипан» в режиссуре Жака Одиара, ставшего обладателем «Золотой пальмовой ветви» в Каннах, — эти ленты выходят в наш прокат ровно в эти же дни. Ясно, что они сильно потеснят на экране российское кино. Но ирония судьбы заключается в том, что нашим фильмам придется конкурировать не только с этими и другими западными хитами, но и между собой.

Известна статистика: средний россиянин ходит в кино раз в год и даже реже. При этом у нас очень тонкая зрительская прослойка — всего 5-7 млн активных посетителей кинотеатров. А новых фильмов на экраны выходит ежегодно под 500 названий. И «пряников сладких», сиречь купленных билетов, как водится, на всех не хватает. Кассу срывают, так уж повелось, американские блокбастеры. Хотя порой и нашим фильмам это удается, как, например, «Ночному дозору», «9 роте», «Сталинграду», «Легенде № 17».

Возможно, это удастся и выходящему на экраны «Дракону». Это зависит от того, как сложится его битва с голливудским «Шпионским мостом». Но и наша «Страна Оз», выходящая на экраны немалым тиражом 500 копий, попытается отрезать у «Дракона» кусочек хвоста. А «Дракон», в свою очередь, постарается отвоевать у «Страны Оз» часть ее территории. Да и у «Находки», «Дорог» постарается переманить аудиторию.

Конкуренция — благое дело. Но лучше, дальновиднее — во всяком случае до тех пор, пока наше кино не встало на ноги и его доля в прокате составляет скромные 18%, — конкурировать все-таки с западными фильмами, а не отнимать зрителей еще и друг у друга. Для этого имеется немалый резерв, а именно три летних месяца, которые, так уж повелось, остаются для проката наших картин мертвым сезоном. Невероятно, но факт: за все минувшее лето на наши экраны не вышло ни одного (?!) сколько-нибудь резонансного российского фильма. Продюсеры приберегали их до глубокой осени и зимы. И это при том, что Голливуд исправно выбрасывает на рынок свою продукцию независимо от времени года. Поэтому летом доминирование западного кино на наших экранах становится подавляющим.

Считается, что наша публика летом не любит ходить в кино. Но ведь ходит же она на голливудские фильмы! И потом, в 2014-м, в самый разгар июльской жары, наши прокатчики рискнули выпустить на экраны фильм «Поддубный» — и он в итоге собрал более миллиона зрителей, что по нашим меркам считается вполне приличным результатом. Так что неча на жару пенять. Равно как и на морозы. Ибо еще чуть более десяти лет назад новогодние каникулы считались у нас самым глухим временем для проката. Мол, в это время зрители пьют водку и едят салат оливье. Но стоило нескольким предприимчивым продюсерам подключить немного воображения, энергии, рекламных денег — и доселе мертвый сезон между Новым и Старым годом стал приносить российскому кино едва ли не основную долю годичных сборов.

Может, и с летними месяцами можно провернуть такой же «ребрендинг»? Тем более что в конце августа мы празднуем День кино. Как правило, он отмечается показами старых, виденных-перевиденных лент. А почему бы в канун праздника не устроить парад-алле новых российских картин? По одной яркой премьере в неделю? А не ждать зимы, когда наши продюсеры и фильмы будут сталкиваться на экране лбами...