Такой непростой карандаш

Новый фильм Натальи Назаровой продолжает традицию лучших лент о школе 

Фильм Натальи Назаровой «Простой карандаш» выходит на наши экраны сразу после громкой победы в Онфлере. В этом французском городе на днях завершился фестиваль российского кино, и «Карандаш» в остром соперничестве с отборными отечественными лентами завоевал сразу три награды: приз зрительских симпатий плюс призы жюри за лучший фильм и лучшую женскую роль. Ранее «Карандаш» получил спецприз на фестивале «Окно в Европу» с точной формулировкой: «За актуальную трактовку классического сюжета о противостоянии личности обстоятельствам».

Этой Личностью (именно так, с большой буквы) в фильме оказывается художник-график Антонина Золотарева (Надежда Горелова). В модном, вишневого цвета длиннополом пальто и щегольских сапожках она приезжает из далекого Питера в заросший жирной осенней грязью провинциальный городок. Здесь в колонии отбывает срок ее муж Сергей (Владимир Мишуков) – известный художник, судя по всему, бунтарь, оппозиционер, посаженный на восемь лет по сфабрикованному, по ее словам, делу. Подобно жене декабриста, она сочла своим долгом быть рядом с мужем в трудной для него жизненной ситуации, хотя чувства их, похоже, давно остыли.

Чтобы не сидеть в убогом городке без дела, да и деньги нужны на оплату съемной комнаты в обшарпанной коммуналке, Антонина устраивается в школу учительницей рисования. И в меру своих талантов и молодых, нерастраченных сил начинает с энтузиазмом сеять разумное, доброе, вечное на чахлой ниве провинциальной культуры. Она пробует открыть окружающим глаза на мир прекрасного, зовет их в «даль светлую», но ее усилия постоянно натыкаются на опасливое равнодушие местного населения.

Это самое население запугано бандитом-подростком Михаилом Пономаревым (Александр Кольчевский), собирающим в школе дань с малолеток, и его старшим братом-рецидивистом, который вот-вот выйдет из тюрьмы и в случае надобности разберется с «несогласными» уже по-крупному. И потому учителя стараются не замечать царящих в школе безобразий, а полиция предпочитает не вмешиваться в происходящее. Подзатыльники, шишки, синяки и поборы в виде мятых сторублевок – не то преступление, ради которого, по мнению правоохранителей, нужно заводить дело. Да и дела посерьезнее (мы знаем это, например, по Кущевке) полиция частенько не торопится открывать, находясь с криминалом в обоюдовыгодных «договорных отношениях».

Фильм снимали далеко от столиц, в небольшом карельском городке Сегежа – запущенном, ветхом, как едва ли не вся наша провинция, и чрезвычайно живописном, почти сплошь деревянном, окруженном вековыми лесами, раздольными лугами, синими озерами. В городе вдобавок расположен градообразующий целлюлозно-бумажный комбинат, который стал еще одним значимым «героем» фильма. Здесь мощные стволы деревьев ежедневно обстругиваются работниками предприятия до неразличимых в своей массе карандашей.

Да и сами обитатели городка похожи в фильме на одинаковые, простые (сиречь, не разноцветные) карандаши. Столкновение прекрасной, пылающей осенними красками природы, свободной, смелой помыслами художницы и убогой, жвачной жизни запуганных, изъеденных нуждой и страхом людей, привыкших «не высовываться», довольствоваться минимальными житейскими запросами, рождает внутренний конфликт этой негромкой, искренней, честной картины, сюжетное и психологическое напряжение которой неуклонно нарастает к драматичному финалу.

Своей интонацией лента напоминает иные чеховские произведения, в частности, рассказы «Учитель словесности», «Ионыч», «Невеста», о давящей, пригибающей к земле инерции пошлой, засасывающей провинциальной жизни. За последние 150 лет в русской глубинке, похоже, мало что поменялось. Этому давлению смиренно поддались, кажется, все персонажи фильма, кроме главной героини – внешне беззащитной, хрупкой, как пресловутый карандаш, но на поверку несгибаемой, стойкой, с прочным нравственным стержнем внутри. Обнаружив в классе горстку пытливых, неравнодушных ребят, в том числе, художественно одаренного Диму Дёмкина (Кирилл Веселов), Антонина вступает за них в бой.

Ей предстоит тяжелая, не сулящая быстрой победы борьба – с косностью родителей, предательством коллег-учителей, которые перестали считать себя интеллигенцией, раздраженным недоумением мужа, недвусмысленными угрозами бандитов, наконец, с неверием детей в ее способность изменить привычный ход вещей. И для того, чтобы одержать победу в этой вековечной битве добра и красоты со злом и уродством, чтобы спасти хотя бы одну детскую душу, педагогу предстоит положить на кон слишком многое – возможно, даже собственную жизнь…

«Простой карандаш», с одной стороны, укладывается в русло социального, проблемного кино, проложенное в последние годы фильмами Кирилла Серебренникова, Юрия Быкова, Василия Сигарева, Андрея Звягинцева. В фильме Натальи Назаровой мы увидим провинциальную Россию без прикрас, но и без намеренного сгущения мрака. Убогая коммуналка с убитой мебелью и ободранными обоями, куда поселяется главная героиня фильма, – это, увы, реальное общежитие в Сегеже, где живут забытые властью люди. Для нее они – те самые недостойные внимания и заботы «простые карандаши».

С другой стороны, «Карандаш» вписывается в традицию отечественного «школьного фильма», рождая по ходу просмотра переклички с картинами «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, «Сто дней после детства» Сергея Соловьева, «Пацаны» Динары Асановой, «Дорогая Елена Сергеевна» Эльдара Рязанова, «Чучело» Ролана Быкова. Мне кажется, со временем «Простой карандаш» с прекрасным в своем жертвенном идеализме образом учительницы, проникновенно, тонко сыгранной Надеждой Гореловой, станет такой же классикой «школьного кино», как и эти любимые нами ленты.