О чем поет мотор

OpenSoundOrchestra прокатит слушателей через столетие русского музыкального авангарда

Мотор поет, рычит, шепчет, воркует… Сколько эпитетов придумано для звуков машин, составляющих повседневную «симфонию» нашей жизни. Многие воспринимают это как шум, но чуткое ухо способно расслышать здесь вполне музыкальные смыслы, говорящие о самой сути сегодняшней цивилизации. Именно такую задачу поставил перед собой ансамбль солистов OpenSoundOrchestra под руководством Станислава Малышева, составляя новую программу, которая так и озаглавлена: «Музыка машин. Концерт с визуальным оформлением».

В афише вечера, который состоится 8 декабря в московском ДК «Рассвет» – шедевры русского авангарда 1920-х годов в современных электроакустических обработках, а также сочинения второй половины ХХ века и новейшие опусы. Все они объединены темой машин. Конечно, исполнители не обойдутся без легендарной пьесы1928 года «Завод» Александра Мосолова, где воссоздана картина безостановочной работы фабрики (композиция прозвучит в версии для фортепиано, фонограммы и звуковых объектов). Продолжат мотив механистичного движения «Рельсы» Владимира Дешевова (1926) в переложении современного композитора Александра Хубеева для квинтета и электроники.

Образ поезда по-своему трактует американский минималист рубежа тысячелетий Стив Райх: его ставшее уже культовым сочинение DifferentTrains, развивающее старинный жанр «Вечное движение», основано на многократном повторении заданных автором звуковых ячеек (паттернов). А в конце «маршрута» публику ждёт «Станция невозврата» Олега Гудачева и сюита Breaking screens русско-британского композитора-электронщика Габриэля Прокофьева (внука мэтра русской музыки ХХ века), которую ее создатель трактует как размышления о пути, открывающемся перед человечеством в будущем.

Концерт «Музыка машин» проходит при поддержке департамента культуры города Москвы.