МЫ ГОВОРИМ ТЭФИ...

В минувшую пятницу, уже в восьмой раз в одном из лучших столичных концертных залов вручались ТЭФИ - ежегодные национальные премии в области телевизионного творчества. Миллионы зрителей могли наблюдать трансляцию церемонии на канале "Россия". Наша газета уже дала репортаж об этом событии, сообщила имена основных лауреатов. В этих заметках я хотел бы поделиться впечатлениями не столько о выборе телеакадемиков, сколько о тех тенденциях развития отечественного ТВ, которые высвечивают и полученные призы.

Первое, что сразу бросается в глаза, - ТЭФИ так и не стала премией всероссийской. Как и в пору, когда академия состояла из дюжины московских телевизионщиков, лауреатами на сей раз становились сплошь столичные авторы. Для провинциалов в виде своего рода унизительной "резервации" придумали одну специальную номинацию - "Региональные новости" - и этим ограничились. Во всех других разрядах соискатели из сотен телекомпаний, успешно работающих на просторах нашей страны, остались ни с чем. Впрочем, что тут говорить о сибиряках или, скажем, дальневосточниках, если даже питерские телеавторы (при нынешней-то моде на северную столицу) получили всего две фигурки Орфея из двадцати девяти. Словом, мы говорим всероссийская телепремия, а подразумеваем фактически - премия столичной телетусовки.
Впрочем, и московские телеканалы у академиков делятся на "чистые" и "нечистые". Скажем, такой, как ТВЦ - обратите внимание, сколь часто его программы "Постскриптум", "Синий троллейбус", "Особая папка", "Момент истины" высоко оцениваются участниками нашего "Телерейтинга" - ничего не получил на этом празднике жизни. Я даже догадываюсь, почему. При том что академики по поводу своего выбора молчат, как партизаны. За восемь лет существования ТЭФИ нетрудно вывести общую линию предпочтений. Она, пользуясь старыми советскими терминами, сугубо партийная. Многих академиков, придерживающихся в основном гайдаровско-чубайсовской политической ориентации, не устраивает лево-центристская, что ли, "лужковская" позиция ТВЦ. Словом, мы говорим ТЭФИ - подразумеваем, по-моему, - правый радикализм.
С этих позиций легко прочитывается и отношение академиков к государственному телеканалу. В течение нескольких лет они не могут простить О.Добродееву, что он покинул принадлежавший в ту пору Гусинскому канал НТВ и перешел на "Россию". Последние присуждения премий, в том числе и нынешнее, демонстративно отказывают госканалу по главным информационно-публицистическим номинациям (а их каждый год бывает довольно много - не менее десяти). Хотя НТВ при Добродееве получало львиную долю этих призов, теперь "России" достаются какие-то крохи. "Вести", принципиальная работа госканала последнего времени, не вошли даже в число номинантов, зато ТЭФИ получило "Время", которое работает, полагаю, весьма средне.
На сей раз по числу наград в информационно-публицистических жанрах лидировал Первый канал, который, как известно, никогда не держал новости в своих приоритетах. Если учесть, что президент телеакадемии и многие академики работают на этом канале, то можно понять: мы говорим ТЭФИ - подразумеваем Первый.
Что касается развлекательного блока - сериалов, ток-шоу, игр, то здесь Первый давно уж задает моду. Даже в тех случаях, когда статуэтки ТЭФИ доставались кому-то другому, все равно чувствовалась знакомая в последние годы "школа". Поэтому, наверное, в этом году потерпели сокрушительное поражение все сколько-нибудь серьезные произведения: большинство из них не вышло даже в финальную тройку. Торжествовали, как и на нынешних экранах, высокорейтинговые, но посредственные программы: детективные сериалы со стрельбой и насилием, снятые на далеких тропических островах, щекочущие нервы "реальные шоу", игры на большие деньги. И снова получается: мы говорим ТЭФИ - подразумеваем рейт инг.
В общем, пятничное присуждение премий еще раз подтвердило, на мой взгляд, неблагополучие дел в телевизионном королевстве. Причем в отличие от прошлых лет у ТВ сегодня все меньше поклонников. В только что увидевшей свет книге профессора Р.Борецкого с выразительным названием "Осторожно, телевидение!" автор признается, что "неуютные чувства от происходящего с нашим ТВ и вокруг него перерастают в осознание некой опасности, грозящей здоровью нации".
Значительную часть книги составляет "Свободная трибуна", где приводятся суждения о нынешнем ТВ 28 человек: ведущих политиков, ученых, телекритиков и самих телевизионщиков. Подавляющее большинство мнений не просто строгие, но и, пожалуй, суровые. Такие в других случаях непримиримые оппоненты, как Г.Зюганов и Г.Явлинский, неожиданно оказываются солидарными в своей резкой критике ситуации в эфире. Как в диагнозе "истории болезни", так и в рецептах по ее исцелению.
С этих позиций странной выглядела в минувшее воскресенье попытка ведущего передачи "Времена" (между прочим, "по совместительству" еще и президента телеакадемии) В.Познера защитить ТВ от гостя-депутата Госдумы В.Гальченко. Тот является автором законопроекта, предполагающего введение квот на показ по ТВ иностранных лент, в особенности со сценами жестокости, насилия, секса. Подобные законы давно уж существуют в ряде европейских стран: это, конечно, умаляет доходы телебизнесменов, но зато способствует воспитанию здорового подрастающего поколения.
Телепрезидент грудью встал на защиту бизнеса. Он выступил против законопроекта, полагая, что с зарубежным кинозасильем должны бороться... родители. Это, мол, их дело - оберегать своих детей от соблазнов...
В общем, мы говорим ТЭФИ, а подразумеваем телебизнес.