Под юбкой у «Колхозницы»

Выставка «Рабочие и колхозницы» призвана помочь переосмыслить советское прошлое

Тема героического труда, популярная в советские годы, сейчас не в почете. Однако в наших коллекциях, государственных и частных, — несметное множество артефактов, созданных в те времена.

Пришла пора переосмыслить наследие — чтобы лучше понять, какой была та страна, которая многим из сегодняшнего далека кажется прекрасной, солнечной, щедрой и богатой. На подобные вопросы отвечает выставка «Рабочие и колхозницы», открытая в подиуме своей почти полной тезки — знаменитой скульптуры Веры Мухиной, в зале, расположенном как раз под юбкой гигантской женской фигуры. Ее герои улыбаются и строго смотрят с обложек журнала «Огонек», раскрывшего свои архивы, и с огромных холстов, доставленных из собрания «РОСИЗО». Картины с доярками, строителями, фабричными рабочими и труженицами рыбхозов, разделывающими свежевыловленную рыбу прямо на причале, — ярки и светлы, написаны сочно и размашисто. По убеждению кураторов, этого заряда оптимизма не хватает сейчас, как солнца зимой.

Вот вам увлекательная экскурсия на завод «Шарикоподшипник» от Екатерины Мельниковой; вот «Знатная свинарка» обняла своих питомцев (скульптура Ирины Венковой), а поодаль на полотне Серафима Фролова юноша и девушка кладут кирпичи на стройке 50-х, оглядывая залитые солнцем дали, где повсюду видны башенные краны: Рядом с формально постановочными вещами попадаются шедевры — картина Александра Русакова «Завод» или эскиз стоящей в Третьяковке статуи Веры Мухиной «Крестьянка».

Гвоздь проекта — ведущий жанр эпохи: производственный фотопортрет. Для обложек «Огонька», главного иллюстрированного издания СССР, трудились подлинные мастера — Дмитрий Бальтерманц, Александр Моклецов, Яков Рюмкин, Галина Санько. Нередко для ответственного «парадного портрета на рабочем месте» снимался целый ряд кадров — эти неизвестные дубли теперь на выставке. А для полноты погружения в кинозале крутят знаковые фильмы эпохи — такие, как «Богатая невеста» Ивана Пырьева...