Охота к перемене мест

 Зачем Дальний Восток заселять чиновниками?

Дмитрий Медведев поручил проработать вопрос перевода на Дальний Восток «отдельных органов власти и крупных компаний с госучастием». Перечень кандидатов на переезд будет готов через месяц.

Идея, прямо скажем, не новая. Вот, скажем, в минувшем январе алюминиевый магнат Олег Дерипаска предлагал перенести столицу России в Сибирь. А можно вспомнить и Никиту Хрущева, который предлагал выселить из Москвы Сельхозакадемию имени Тимирязева – «нечего им по асфальту пахать!», а также отправить на Урал Министерство геологии – «не маловато ли для них Воробьевых гор?»

Сам Дмитрий Медведев еще в ранге президента предлагал переселить из центра Москвы все министерства и ведомства вместе с парламентом – на юго-запад, на новые территории. Но чиновники восприняли идею без энтузиазма, а многие вообще высказались против. Теперь, став премьер-министром, Дмитрий Анатольевич решил сократить численность госпереселенцев, но максимально удлинить путь и сменить направление: вместо 24 километров – 8 тысяч, вместо ближнего юго-запада – Дальний Восток. Зачем? 

Напомним, что с 2012 года на Дальнем Востоке уже появилось специальное федеральное министерство – Минвостокразвития, призванное превратить регион в территорию опережающего развития. Теперь это ведомство предлагает создать там новые институты развития – ОАО «Дальний Восток», АНО (автономную некоммерческую организацию) «Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Дальнего Востока», АНО «Агентство по развитию человеческого капитала Дальнего Востока». На что потребуются немалые деньги: 170 млрд рублей уже в 2014 году, в том числе 69 млрд на новое ОАО «Развитие Дальнего Востока», которое займется подготовкой площадок для бизнеса. Остальные 100 млрд рублей должен получить Фонд развития Дальнего Востока. Сейчас его капитал – 15 млрд рублей. И неизвестно, сколько миллиардов уйдет на переезд московских ведомств в Хабаровск, который при таком раскладе скоро догонит столицу по количеству чиновников. А по их доле среди местного населения может и перегнать.

«Для нас очень важно сформировать там правильную институциональную среду, чтобы действительно мы могли правильным образом распределить наши ресурсы, подчас достаточно скромные», – говорит по этому поводу Дмитрий Медведев. Многие эксперты возражают: если мы хотим увидеть восточную часть России более развитой, то надо не чиновников туда переселять, а просто оставить там хотя бы часть заработанных денег. И приводят поразительные цифры. «Сибирь и Дальний Восток генерируют около 390 из 527 млрд долларов российского экспорта, которые уходят неизвестно куда, – говорит директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. – Никакие министерства и полпредства не вернут в регион эти средства».

Как теперь стало известно, предварительные списки ведомств, которые можно перевезти на Дальний Восток, начали формироваться в правительственных структурах еще прошлым летом. Во главе перечня – Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), центральный офис которого намечено передислоцировать в Хабаровск. «Я мог бы понять, если бы перевозили во Владивосток, там находятся две трети добываемой в стране рыбы, многие отраслевые СМИ и НИИ», – недоумевает исполнительный директор объединения рыбоперерабатывающих предприятий «Рыбный союз» Сергей Гудков.

Заметим, что в случае переезда агентство окажется от своего начальства – Минсельхоза – не в полутора километрах, а в семи часовых поясах. Чтобы просто поговорить с московским начальством, хабаровским чиновникам придется сидеть на работе допоздна. А рыбакам по большому счету абсолютно все равно, где располагаются кабинеты руководства отрасли: им важнее знать, где в данный момент находится рыба.
Эти соображения преобладают и в госкомпаниях, центральные офисы которых также не прочь выселить из Москвы глава правительства. Возможно, на Дальнем Востоке – подальше от начальства – им будет даже комфортнее. Но поможет ли эта мера ускорить развитие региона – вот в чем вопрос. Ведь сегодня в отечественной экономике сложилась парадоксальная ситуация: не правительство направляет и подталкивает госкомпании к реализации перспективных, важных для страны проектов, а наоборот – госкомпании вынуждены инициировать решения, способствующие развитию отстающих регионов, и прежде всего Дальнего Востока.

Один из показательных примеров – препоны на пути сооружения в Находке нефтехимического комбината, которым хочет заняться «Роснефть». Проект колоссальный – с инвестициями в 14 млрд долларов, созданием многих сотен рабочих мест и целого кластера нефтехимии в стагнирующем районе, откуда уже бегут люди. От власти госкомпании требовалось обнуление таможенных пошлин на ввоз профильного оборудования, которое не производится в России. Казалось бы, выгода для государства несомненная: рынок сбыта здесь огромный, значительную долю продукции готовы покупать в Японии, Корее, Китае, Индии. Но проект сначала вызвал резкую критику, а потом начал тонуть в бесконечных согласованиях в правительственных структурах…

А ведь президент Владимир Путин, говоря о развитии Дальневосточного региона, призвал прежде всего обеспечить там условия для развития деловой инициативы: пятилетние налоговые каникулы на прибыль, НДПИ, налоги на землю и имущество, льготную ставку страховых взносов и так далее. Всю эту работу глава государства попросил Медведева взять под личный контроль. И это вовсе не было требованием о перемене места жительства премьера.