Бунт музыкальных машин

Музыканты и программисты Дэмиен Рил и Ноа Рубин заявили, что создали основу для творчества композиторов. Без оглядки на авторское право

Двое программистов, если верить американскому молодежному журналу Vice, подготовили переворот в мировой музыкальной индустрии, сделав шаг к отмене понятия авторского права. Которое, как они считают, только тормозит творчество, сковывая сочинителей страхом быть обвиненными в плагиате. Стало быть, прощайте, громкие судебные разборки типа «Дидье Маруани против Филиппа Киркорова»: пиши что угодно, бери у кого-то запев, у кого-то припев — и получай свою долю славы и денежек? Новую атаку на авторские права юрист Ирина Тулубьева назвала «наступлением троечников».

Оба «революционера», Дэмиен Рил и Ноа Рубин — музыканты и программисты, Дэмиен еще и юрист по интеллектуальным правам. Идея тандема нехитра: записать в цифровом формате MIDI, который используется в электронной музыке, все возможные комбинации из восьми нот октавы длиной в 12 тактов. Для этого был использован алгоритм наподобие того, к которому прибегают хакеры, подбирая пароли для взлома личных данных. Его скорость — около 300 тысяч мелодий в секунду. Всю полученную комбинаторику выдумщики записали на жесткий диск, а потом выложили в открытый доступ с лицензией Creative Commons Zero, означающей отказ от каких-либо защищенных прав. То есть подарили миру.

Тем самым, считают изобретатели, они создали основу для свободного творчества, не скованного страхом обвинения в заимствовании. Россияне могли бы вспомнить тяжбу между Дидье Маруани и Филиппом Киркоровым, которого французский музыкант обвинил в краже мелодии «Symphonic Space Dream» в песне «Жестокая любовь», потребовав сперва 75 млн рублей компенсации, а при вторичной подаче иска — уже 272 млн. Оба захода, впрочем, закончились ничем — суд счел претензии некорректными и неконкретными. А сообщение о том, что во Франции авторы еще как минимум четырех мелодий точат зуб на Киркорова, наше правосудие пропустило мимо ушей.

Так, может, и молодцы Рил с Рубином, мыслят в верном направлении: чего тратить зря силы, время и деньги на адвокатов? Однако профессиональная среда придерживается иного мнения. Сами посудите, придет некто завтра к дирижеру и скажет: у Шостаковича есть неплохая симфония, но финальчик подкачал, я вот тут сочинил повеселее... Права наследников? Да какие права — вся музыка мира, все Бахи и Шостаковичи на тысячи лет назад и вперед придуманы компьютером.

Можно себе представить количество исков, которыми при отказе от регулирующей системы авторских и смежных прав заполнятся суды. Какая ж тут экономия? Сплошная трата и хаос.

Юрист Ирина ТУЛУБЬЕВА, известная защитой авторских интересов Давида Тухманова, Юрия Антонова и других авторитетных музыкантов, увидела в американской идее еще один порок.

— Мне кажется, тут все признаки «наступления троечников», набирающего силу с расширением технических возможностей. Сегодня каждый может сочинить, аранжировать и выложить в открытый интернет-доступ песню или инструментальную композицию. Другое дело, что такое «творение» человека без таланта и профессионализма вряд ли выдержит конкуренцию с произведением профессионала. Но если серой непрофессиональной продукцией буквально наводнен интернет — а талантливых опусов по определению не может быть много, то попробуй найди в этой массе поделок жемчужину. Да и не нужна она среднему потребителю, его уже к другому приучили.

И все же есть правовое обстоятельство, ставящее на идее с дарением машинных мелодий человечеству крест. Творчество, подчеркивает Ирина Тулубьева, присуще только человеку, а то, что «придумывает» машина, есть лишь результат действия программы. Поэтому и понятие авторства на машинный продукт не распространяется. Участившиеся в последнее время попытки наделить подобием авторских прав так называемый искусственный интеллект Ирина Юрьевна квалифицирует как юридически безграмотные. Так что мелодии Баха или Нино Роты навсегда мелодиями Баха и Нино Роты останутся, никто их этого звания не лишит. А до бунта музыкоделательных машин еще далековато.