Красавица и чудовище

На экранах – франко-канадский фильм «Природа любви» об отношениях «интеллектуалки» и «плебея»

Фильм канадской актрисы и режиссера Моньи Шокри недавно получил французскую премию «Сезар» как лучшая иностранная лента. В оригинале картина носит название «Простой, как Сильвен» («Simple comme Sylvain») – по имени мужчины, в которого влюбляется главная героиня София, сорокалетняя преподавательница философии. Сильвен, «бородатый сексуальный пролетарий» (по выражению одного критика) приезжает принять заказ на ремонт дома, в котором живет София и между героями быстро вспыхивает страсть. София замужем, но чувства между супругами остыли. В ожидании места в университете София читает лекции о природе любви пенсионерам – нечто вроде программы «Канадское долголетие». Она цитирует Платона, Шопенгауэра, Спинозу, очевидно, пытаясь применить эти мысли к себе и разобраться в собственной любви. Такова завязка этой незамысловатой истории о том, могут ли быть счастливы вместе образованная женщина и необразованный мужчина.

По ходу фильма главные герои знакомят друг друга с родителями и друзьями, сходятся, расходятся, мирятся – чтобы в конце фильма окончательно решить, стоит ли им быть вместе. Наблюдать за этим поначалу скучновато, ближе к концу – интереснее. Несмотря на свое простое происхождение, внешне Сильвен выглядит вполне интеллигентно – дай Бог, как говорится, всем в мужья таких симпатичных пролетариев. И семья его – мать и брат с женой – пусть не интеллектуалы, но вполне здравые и доброжелательные люди. Софию влечет к нему, в первую очередь, физическая страсть, а также его добрый и щедрый характер. Главной причиной их ссор является его грубоватый или, как говорит героиня, «конкретный» стиль общения. Сильвен ревнив, считает, что женщина должна слушаться мужчину, стоит за смертную казнь, любит песни неполиткорректного певца Мишеля Сарду и сам выражает неполиткорректные мысли прямо и незатейливо при помощи слов типа «нах». В фильме есть пара запоминающихся эпизодов (например, финальная сцена дня рожденья героини), снятых талантливо и демонстрирующих умение режиссера Моньи Шокри (она же и сценарист) увлечь и тронуть зрителя. Канадская природа, картины которой щедро раскиданы по всему фильму, очень красива и похожа на русскую.

Что же касается проблемы, затронутой в фильме – насколько разный уровень образования является препятствием для любви и совместной жизни, – вывод тут, мне кажется, прост: при определенной готовности к компромиссам, кто угодно может жить с кем угодно – принцесса со свинопасом, Золушка с принцем, барышня с крестьянином, красавица с чудовищем и так далее. Вопрос лишь в том, насколько мы готовы поступиться привычным ради нашего избранника.