"ТРОЙКА" ЗА ПОВЕДЕНИЕ

Польша может выйти на "тропу банкротства". Такое предупреждение делают мировые рейтинговые агентства, отслеживающие по законам крупнейших финансовых институтов платежеспособность разных государств. Аналитики считают, что потребности польского правительства в займах в ближайшие два года превысят 110 миллиардов злотых (около 30 миллиардов долларов), а внутренний финансовый рынок может дать только треть этой суммы.

Такое соотношение признается и польским министерством финансов, поскольку падает платежеспособность злотого и невозможно занять в своей стране сколько надо, остальное придется просить за границей. На реализации именно этой сомнительной стратегии основывается принятый недавно финансовый план на нынешний год. Уже первый квартал "принес" задолженность более чем в 10 миллиардов долларов с выразительным ростом валютной, читай иностранной, составляющей. Сложнейшая ситуация влечет за собой ухудшение мировых финансовых рейтингов Польши. А следом - растущее недоверие инвесторов.
Подобное уже было однажды, когда страной правил первый секретарь Эдвард Герек, который за десятилетие - с 1970 года - набрал 20 миллиардов долларов иностранных кредитов под реформирование экономики, а в итоге она была признана неспособной в полной мере обслуживать свои долги. Но Герек "накопил" их за 10 лет, а нынешнему правительству гораздо большая сумма понадобится в течение двух лет.
После Герека Польша была, по сути, банкротом до 1994 года. И только потом она ценой больших усилий вернулась в команду платежеспособных стран, а ее кредитоспособность росла благодаря договоренности с Лондонским клубом, объединяющим крупнейшие мировые банки, которые позволили списать значительную часть польского долга.
Соглашение с Лондонским клубом открыло дверь к новым заимствованиям, которые производились посредством продажи облигаций. Но чтобы не получать в долг на грабительских условиях, нужен был пристойный рейтинг кредитоплатежности. Польша заказала дать ей оценку у трех самых известных в финансовом мире рейтинговых агентств. Тестирование было сделано, его результаты опубликованы для сведения "мировой финансовой общественности". Надежность Польши была квалифицирована двумя агентами как спекулятивная, что означало, что польские ценные бумаги можно покупать, но с риском. Третий оценщик посчитал, что эта страна балансирует на грани инвестиционной безопасности, но, предположительно, не переступит ее. Проще говоря, Польша получила "тройку".
Признание терпимой платежеспособности страны было неслыханно важно для предпринимателей, поскольку - так уж в мире принято - рейтинг предприятий и других субъектов хозяйствования не может быть выше рейтинга страны их происхождения.
Но выдача приемлемых оценок сопровождалась неприятным ростом бюджетного дефицита, более того, отсутствием каких-либо видимых перспектив его сокращения. Не исключалась его дальнейшая "уценка" в случае, если экономическая ситуация не улучшится.
В конце концов в июне прошлого года полякам погрозили пальцем - снизили финансовые перспективы страны с более или менее стабильной оценки до негативной. Естественно, часть иностранных инвесторов ушла с финансового рынка Польши. Поэтому не хватило желающих выкупить облигации, выпущенные в октябре 2003 года. А это уже предвестник раскрутки весьма небезопасной финансовой спирали, так как правительство вынуждено брать все больше в долг под высокие проценты, что снижает, опять-таки, его способность обслуживать этот долг. Снижение способности расплачиваться заставляет - в который раз! - заимствовать деньги под все повышающийся процент, что, само собой, еще больше увеличивает задолженность. Ох, и крута эта неумолимая спираль! И ведет она к весьма крупным неприятностям.