Валерий Гергиев: «В день траура я заменил комические оперы на органный концерт»

Худрук Мариинки открыл Пасхальный фестиваль

Неуемности Валерия Гергиева, уже в девятый раз открывшего в Москве Пасхальный фестиваль, в этом году благоприятствовал сам календарь. От Светлого воскресенья до Дня Победы, когда завершается праздник, — месяц с лишним, и программа обширна как никогда. О ней мы расспросили дирижера перед началом фестиваля.

 — Почувствовали по сравнению с прошлыми фестивалями желанный простор и, соответственно, прилив сил?

— Мне кажется, наша задача — не сравнивать, а выступать. Наш фронт — это линия сцены. На ней мы исполняем то, что считаем сегодня интересным, необходимым, своевременным. Вам, наверное, удалось заметить в программе произведения современных русских композиторов: Валерия Гаврилина, Николая Каретникова и, конечно, Родиона Щедрина. Я вижу наши обязательства перед композиторами, если так можно сказать, постшостаковичевского, постпрокофьевского времени. Это мощный отряд авторов, сформировавшийся в России с конца 1950-х по 70-е годы, и это должно звучать.

Когда-то мы еще студентами могли знакомиться со многими их произведениями. Тогда это было организовано как часть общей системы, были определенные витрины мощной советской многонациональной музыки — оперной, балетной, симфонической: Сегодня мы это делаем не по предложению и не по указке, а по зову сердца. Что, может быть, ничуть не менее красиво. Очень горжусь сотрудничеством с Родионом Щедриным, причем оно не ограничивается только усилиями по постановке «Мертвых душ».

Хотя я считаю эту оперу особо выдающимся произведением. И не потому, что Родион Константинович сегодня тоже находится в этом зале как автор симфонического произведения, которое прозвучит на открытии фестиваля (концерт для оркестра «Музыка старинных российских цирков». — «Труд»).

— Но пока из опер вы привозите в Москву не «Мертвые души», а «Троянцев» Берлиоза в концертном исполнении. Это самое масштабное событие фестиваля, но как оно сочетается с 65-летием Победы, которому нынешний Пасхальный фестиваль посвящен?

— Если это самый долгий и капитальный вечер программы, то еще не значит, что он центральный. Хотя с Петербургом и императорским театром связаны два значительнейших визита Берлиоза в Россию, и это меня настраивает на дополнительные усилия по возвращению Берлиоза в Россию, если хотите. Москва — город важный, перед этим мы обкатали «Троянцев» на гастролях в Нью-Йорке. (Улыбается.) Так что, если певцы будут здоровы, все должно пройти нормально. Но я считаю, что хоровая симфония-действо «Перезвоны» Гаврилина на следующий день после «Троянцев» может прозвучать не менее могуче.

— Накануне девяти дней с трагедии в московском метро на фестивале исполняют «Немецкий реквием» Брамса. Так, конечно, случайно совпало?

— Все понимают, что мы переживаем страшную трагедию. Хотя мне кажется лишним, когда музыканты начинают давать многочисленные интервью и объяснять миру, как надо бороться с терроризмом. Это дело профессионалов. Мы тоже не понаслышке знакомы с событиями на юге России за последние 20–25 лет. И не многих удивило, что именно я с оркестром оказался в августе 2008 года в Цхинвали. Мы пошли на этот шаг, достаточно смелый, не столько даже из соображений безопасности. Понятно, что я думал не о своей безопасности, а о том, как обезопасить коллектив. Я думал об этом очень много, день и ночь. Но тогда нужно было делать вот так.

А сегодня это уже не наше с вами дело. Есть профессионалы в России, которые справятся с тем, с чем должны справляться. А мы должны играть как можно лучше и чаще великую музыку. Ну спланировали мы «Немецкий реквием». Наверное, если б о беде мне было уже известно, я бы подумал о 6-й симфонии Чайковского. Но она и так прозвучит в дни фестиваля. Когда я узнал о гибели людей, то в день траура распорядился отменить исполнение комических опер «Испанский час» и «Джанни Скикки» — вместо них мы делали органный концерт. Мариинский театр ни на секунду не забывает, в какой стране мы живем, какому народу принадлежим. И общие, обнимающие всю Россию эмоции касаются нас не в последнюю очередь. Хоть мы и выступаем, наверное, около 200 раз в год за рубежами России, но около 500 раз — в самой России, это довольно точная статистика. Не думайте, что мы где-то там далеко. Мы всегда здесь.

— Вы в последнее время много играете с Денисом Мацуевым, в том числе и сегодня. Для вас важно, что Денис — не только пианист-виртуоз, но и член президентского совета по культуре?

— У вас, видимо, огромное чувство юмора, или вы просто решили разрядить сегодняшнюю серьезную обстановку. Но я вам отвечу вполне серьезно. Мне нравится, что Денис хочет выступать в России. Что он хотел играть с оркестром Мариинского театра не только в Нью-Йорке, но и в своем родном Иркутске. Мне нравится, что это выдающийся музыкант и гражданин.

Выбор

Три главных события Пасхального фестиваля

 

«Троянцы», 11 апреля, Консерватория

Концертное исполнение самого масштабного произведения Гектора Берлиоза уже имело успех на недавних гастролях Мариинки в США.

 

 

 

«Вереница звонов», 5 мая, район Таганской площади

Колокольное действо охватит храмы Петра и Павла, Никиты Великомученика, Святителя Николая в Котельниках.

 

 

 

«Ленинградская симфония», 9 мая, Дом музыки

Исполнением самой знаменитой симфонии Шостаковича оркестр Мариинского театра завершит фестиваль.