События последних недель убедительно показали, что не только Россия и бывшие советские республики Средней Азии стали объектами целенаправленного вооруженного давления со стороны международного исламского экстремизма. Почти одновременно со взрывом в московском подземном переходе и походом фанатиков движения "Талибан" к южным границам Узбекистана и Киргизии террористы исламской организации "Хезб уль-Муджахеддин" предприняли массовую акцию устрашения "неверных" в Индии. В Израиле задержана группа террористов Усамы бен Ладена, готовившаяся осуществить серию терактов.
Таким образом, речь уже идет о спланированной кампании "фундаменталистского интернационала" под знаменем священного джихада. В зону военных действий "дар аль-харб" (земля джихада) исламские экстремисты пытаются превратить весь мир. Идеями фундаменталистской экспансии пронизано и недавнее обращение так называемого cовета алимов Ичкерии к "истинным" мусульманам Средней Азии, моджахедам и их эмирам. "Братья! - говорится, в частности, в нем. - Ваш джихад во имя торжества слова Аллаха на земле и выступление единым фронтом в Средней Азии станет величайшей победой мусульман на Кавказе и во всем мире".
Но в первую очередь острие исламской экспансии по-прежнему направлено против России. По-видимому, стратеги международного терроризма полагают, что именно здесь то слабое звено, где они смогут осуществить свои далеко идущие планы.
Это подтверждается и тем, что, по некоторым данным, главный международный террорист Усама бен Ладен собирается покинуть свое нынешнее убежище - Афганистан и перебраться в Чечню, чтобы лично возглавить банды, не прекращающие сопротивления федеральным силам. Не случайно, как сообщил на последнем брифинге первый заместитель начальника Генштаба РФ Валерий Манилов, бен Ладен переправил Хаттабу очередные 5,5 миллиона долларов. А один из приближенных "террориста N 1", некий Абу Дауд с разрешения талибского руководства Афганистана сделал заявление о том, что бен Ладен направил в Чечню сотни добровольцев, прошедших специальную подготовку.
С возможным появлением в горах Чечни главаря международного исламского терроризма, видимо, связаны и последние действия Хаттаба, стремящегося заменить полевых командиров-чеченцев "своими людьми" из наемников. В качестве повода для этой акции "черный араб" обвиняет чеченских командиров в трусости и воровстве. В последнем, кстати, убежден и сам Аслан Масхадов. Что касается трусости, то, скорее всего, в этом многих чеченцев все-таки заподозрить трудно. Видимо, дело в другом. Как известно, администрация Ахмада Кадырова ведет интенсивные переговоры сразу с несколькими полевыми командирами, и многие боевики уже готовы сложить оружие. Это-то и бесит главарей наемников. Дошло до того, что они стали все чаще прибегать к показательным казням. Недавно полевой командир эмир Якуб, подчиняющийся Хаттабу, расстрелял двух чеченцев за отказ воевать с федералами. А в июле 29 боевиков-чеченцев, пожелавших сложить оружие, были отравлены моджахедами. 7 человек скончались, остальные находятся в тяжелом состоянии. По данным разведки, конфликт между чеченцами и наемниками в бандформированиях разрастается. Чеченские боевики открыто выражают недовольство тем, что арабы-наемники финансируются гораздо лучше, хотя на самых опасных участках противостояния находятся именно чеченцы.
Многие источники подтверждают, что Масхадов окончательно потерял влияние на свое строптивое воинство, Хаттаб и Басаев пока еще терпят его как "легитимную ширму". Реальную же власть над бандами все упорнее утверждает иорданец Хаттаб, которому в основном и адресована материальная помощь международных террористических организаций. Если бы не это обстоятельство - непрерывное пополнение бандформирований наемниками из-за рубежа, обеспечение их оружием и финансами, - ликвидация очага терроризма, как считают военные, уже была бы завершена.
Другой фактор, который ускорил бы неминуемую развязку, - захват или физическое устранение наиболее одиозных главарей бандформирований. Но даже для высокопрофессиональных российских спецслужб эта задача представляется довольно сложной. Во-первых, по имеющимся данным, Басаев, Хаттаб, Масхадов и Гелаев находятся в постоянном движении, по 3-4 раза в сутки меняя места дислокации. Во-вторых, в операциях по их захвату неизбежны жертвы среди мирного населения (бандиты, как правило, прячутся в населенных пунктах), а этого федералы пытаются всячески избегать.
И все же исламский экстремизм в Чечне обречен. Как показали недавние события, главари бандитов быстро теряют опору на мирное население. Несмотря на угрозы и запугивание со стороны боевиков, 300 тысяч человек - 60 процентов населения республики - пришли к избирательным урнам и проголосовали за кандидата в депутаты Государственной Думы. Тем самым чеченский народ выразил свою волю жить и развиваться в составе Российского государства, не позволил бандитским главарям сорвать выборы.
Провалились и планы экстремистов разжечь в республике широкую партизанскую войну. Не имея надежной социальной опоры, они вынуждены ограничиться терактами, минированием дорог, зданий. Жертвами этих зловещих актов, как правило, становятся мирные же люди, что работает против экстремистов.
В этой ситуации Хаттаб, не желающий смириться с поражением, уповает главным образом на бен Ладена и других своих зарубежных покровителей. Как стало известно российским военным, он намерен закупить за границей 15 легких двухместных самолетов для связи со своими хозяевами в Афганистане. Напомню, что весной нынешнего года российским военным удалось уничтожить два легких самолета "Сессна", один из которых принадлежал Басаеву.
И тем не менее для окончательного разгрома бандитского гнезда в Чечне понадобится еще немало усилий как со стороны федеральных сил, так и местной, чеченский администрации. Как подчеркнул Валерий Манилов, "акцент в деятельности нашей группировки делается на тщательную системную разведку и реагирование на добытые разведданные. Это дает существенный эффект и сужает возможность существования бандитов...".