О стихиях народных и природных

На экраны вышли два ярких российских фильма, которые нельзя пропустить

Закончился отпускной сезон. Москва с началом октября буквально взорвалась фестивалями, вернисажами, премьерами спектаклей и фильмов. Тусклая летняя киноафиша, когда экраны были забиты дурацкими боевиками и пошлыми комедиями, постепенно замещается содержательным репертуаром. На экраны выходят серьезные фильмы, которые я настоятельно рекомендую к просмотру.

Один из них, «1993», посвящен событиям тридцатилетней давности, когда случилось драматичное противостояние президента России Бориса Ельцина и Верховного совета. В октябре 1993 года политический кризис перерос в вооруженные столкновения в центре столицы и расстрел из танков Белого дома. Об этих роковых событиях рискнул рассказать сценарист и режиссер Александр Велединский, широко известный по фильмам «Русское», «Живой», «Географ глобус пропил», сериалам «Бригада» и «Обитель».

За основу нового фильма режиссер взял одноименный роман писателя и действующего депутата Госдумы Сергея Шаргунова, но радикально его переосмыслил, многое добавил от себя. И у него были для этого веские основания. Дело в том, что 1 октября 1993 года Александр начал учиться на Высших курсах сценаристов и режиссеров, а 3 октября из окна общежития вместе с товарищами — будущими соавторами «Бригады» — увидел, как к Останкино движутся танки...

«Делая фильм, — признался режиссер на премьере в кинотеатре «Октябрь», — мы опирались, конечно, на реперные точки романа Сергея Шаргунова, на хронику, на документы, но и на свои личные воспоминания — потому что мы там лежали под пулями и все это видели своими глазами. Я знаю, что в зале есть сторонники разных политических позиций, но, поверьте, наше кино про людей, и думать надо именно о людях».

И он действительно снял кино не про политиков Ельцина, Хасбулатова, Руцкого, мелькающих на экране в телевизионных хроникальных кадрах, а про обыкновенных людей, которым выпало жить в эпоху перемен. В центре фильма — без пяти минут кандидат наук, бывший сотрудник космического НИИ, причастный к созданию лунохода, а ныне слесарь по канализационным трубам Виктор Брянцев (одна из лучших ролей Евгения Цыганова) и его жена Елена (Екатерина Вилкова), работающая в этой же аварийной бригаде диспетчером.

По сути, они неудачники, лузеры, не вписавшиеся в новую реальность: лихим временам не понадобились их образование и квалификация. Обменяв московскую квартиру на дачный участок, поближе к земле-кормилице, где можно лук-чеснок посадить и козу завести, Брянцевы живут обыденными заботами. Ежедневно мотаются на работу в электричках, воспитывают строптивую дочь (Анна Цветкова), иногда выпивают с парой богатых соседей (Александр Робак и Александра Ребенок), но политические вихри поневоле затягивают их в свой водоворот.

Любящие друг друга, они постепенно начинают расходиться в своих политических взглядах. На вопрос, за кого он — за «красных» или за «белых», — Виктор отвечает, что в 1991 он был за Ельцина, а сейчас — за народ. Елена же мечтает замутить свой бизнес, пусть даже похоронный, и потому голосует сердцем за президента, демократов и частную собственность. К началу октября муж и жена (выходит, не одна сатана) оказываются в буквальном смысле по разные стороны баррикад, которые сооружаются политическими противниками в центре Москвы. И те, и другие при этом поют «Кукушку» Виктора Цоя...

Велединский на премьере в шутку попросил зрителей не передраться после показа фильма, тем более, что в нем прочитываются аналогии с нынешним расколом общества. До рукоприкладства дело пока не дошло, но о картине уже яростно спорят. Не всем, к примеру, нравится, что режиссер в фильме остался над схваткой, скрыв личную позицию и показав обе стороны конфликта. Лично мне это кажется единственно правильным творческим решением. Помните, как у Максимилиана Волошина в пронзительных строках о гражданской войне: «А я стою один меж них/ В ревущем пламени и дыме/ И всеми силами своими/ Молюсь за тех и за других».

В своей экранной «молитве» режиссеру удалось, как мне кажется, органично соединить земное и космическое. Ностальгию по своей (и моей) молодости и трезвый социальный анализ ельцинской эпохи. Бытовой реализм и метафоричные сны-видения главного героя. Частную семейную историю — с историей страны на крутом историческом сломе. Это один из самых мощных и глубоких отечественных фильмов за многие годы.

«1993» — кино политическое, что для нашего экрана большая редкость, но и человеческое. И человечное. Это не публицистика, а живой, эмоционально волнующий, сюжетно разветвленный кинороман, где каждый сможет найти свое. И потому при всем драматизме финальных сцен с кровопролитием у «Останкино» и избыточном хронометраже (2 часа 24 минуты) фильм, как мне кажется, должен достучаться до зрительских сердец.

Понятное дело, что на «1993» пойдут зрители подготовленные, интересующиеся политикой, историей нашей страны. Фильм «Повелитель ветра», спродюсированный Федором Бондарчуком (он же сыграл главную роль), изначально ориентирован на широкую аудиторию. Это байопик о нашем современнике, выдающемся путешественнике Федоре Конюхове, который совершил более 50 экспедиций в самые опасные точки Земли, установив при этом 25 мировых рекордов. Одну только Атлантику он пересек 17 раз. Конюхов — сам по себе ходячий блокбастер, как аттестовал его режиссер «Повелителя ветра» Игорь Волошин.

Вместить эту фантастическую жизнь в рамки одного фильма — задача непосильная. Поэтому авторы сосредоточились на памятном многим путешествии 2016 года, когда Конюхов в одиночестве облетел земной шар на шаре воздушном. Он стартовал в Австралии, пролетел над тремя океанами и тремя континентами. В общей сложности преодолел 35 тысяч километров, и спустя 11 дней, позволяя себе спать три-четыре часа в сутки, приземлился примерно в том же месте, где его уже ждали мировые СМИ.

По сути, фильм является реконструкцией того легендарного полета, во время которого 64-летнему путешественнику не раз грозила гибель. То от грозового фронта, который мог разорвать шар в клочья, то от обморожения, когда температура в гондоле упала до 40 градусов ниже нуля, то от сильных ударов аппарата о землю при жесткой посадке. Но Конюхов все преодолел благодаря четкой работе своего штаба, которым руководил его сын Оскар (Евгений Ткачук), молитвам жены (Анна Михалкова), а главное, благодаря нечеловеческой выносливости и фантастической силе своего духа. Хотя сам он считает, что без помощи Господа здесь не обошлось.

Нельзя сказать, чтобы образ Конюхова получился в фильме равновеликим его крупной, яркой личности. «Повелитель ветра» — это все-таки не подробная психологическая драма, а фильм-путешествие, приключенческий экшн. И в этом качестве он сделан безупречно.

Ежеминутное сюжетное напряжение, драматичная и светлая музыка Алексея Рыбникова, потрясающие пейзажи разных частей света, грандиозные спецэффекты грозового фронта и другие кинематографические чудеса — вся эта эмоциональная лавина «Повелителя ветра» оглушает и завораживает. И я не удивлюсь, если к своим 25 рекордам Конюхов добавит рекорд по кассовым сборам фильма, ему посвященного.