Сергей Майоров: Наше ТВ технически виртуозно, но атмосфера душевности исчезла

 

Один из ведущих журналистов НТВ - о передаче «Мои университеты» и других своих проектах

 

В 30-ю годовщину своего основания телекомпания НТВ запускает четвертый сезон документального цикла Сергея Майорова «Мои университеты. Будущее за настоящим» о лучших вузах страны. О возврате престижа академического образования, дефиците доверительности в эфире и усталости зрителей от негативного контента мы говорим с известным телеведущим и голосом «Геликон-оперы» Сергеем Майоровым.

— Сергей, откуда взялась идея «Моих университетов»?

— В поездках по стране я заметил: многие мои собеседники гордятся вузами, которые окончили, но сожалеют, что за пределами региона об этих заведениях мало кто слышал. А между тем совершенно необязательно ехать в столицу, чтобы получить качественное высшее образование. Так возникла мысль сделать передачу о лучших вузах страны, предоставив слово педагогам, студентам, абитуриентам и их родителям. Первый выпуск осенью 2021-го мы посвятили Калининградскому университету имени Канта. С тех пор в эфир вышло уже 44 эпизода, четвертый сезон продлится до Нового года и добавит к ним еще 16 страничек. Начнем новый сезон с рассказа о двухмесячной экспедиции по Ледовитому океану в составе «Арктического плавучего университета». В планах сюжеты о вузах Красноярска, Кемерово, Тюмени, Челябинска — и это лишь толика того, о чем можно рассказать. В стране более 2,5 тысячи университетов, представители которых хотели бы участвовать в нашем проекте.

Снять сюжет об Иркутском университете — и не съездить на Байкал?!

— Но в последние десятилетия престиж высшего образования упал, изрядная часть молодежи сочла, что достаточно онлайн-курсов, чтобы достичь успеха в бизнесе, менеджменте, коучинге и прочих модных сферах деятельности.

— Такая тенденция действительно была, но сегодня наблюдается невероятный всплеск интереса к академическому образованию. А на упомянутых вами «коучей», «менторов» и прочих самозванцев молодые люди смотрят с нескрываемой иронией. Недавно я был в Хабаровске и просто обалдел от того, сколько мальчишек и девчонок учатся там на архитекторов, чтобы строить функциональные, стильные здания. Не менее популярны профессии математика, физика, электронщика, атомщика. Внушительный конкурс на филфаки: Общаясь со студенческой молодежью, понимаешь: эти прекрасные молодые люди не обольщаются быстрыми деньгами — они хотят участвовать в созидательных процессах, развивать свои города и их культурную среду.

Команда «Моих университетов» убедилась: сейчас настоящий ренессанс классического академического образования

— Вы придумали и одну из самых успешных передач НТВ «Однажды...». Что позволяет ей столько лет удерживать рейтинги? Как вы находите общий язык с весьма разными героями — от оперных солистов до эстрадных звезд?

— Вы правы насчет звездности передачи, персонажами которой были Елена Образцова, Дмитрий Хворостовский, Хосе Каррерас, Сергей Маковецкий, Александр Збруев...

Но сама программа не такая уж старая, она стартовала в 2016 году, просто многие помнят ее предшественницу — «Истории в деталях» — и выстраивают эти проекты в единую историю. А секрет, думаю, в том, что мы стараемся сохранять доверительную интонацию, говорим с персонажами и телезрителем на понятном языке, без лишнего пафоса. В том, как наши герои шли к успеху, преодолевая трудности, можно найти много общего с жизнью обычных людей.

— Ну тогда расскажите, как вы сами шли к успеху на телевидении.

— Незадолго до запуска «Однажды...» я находился в депрессии: после закрытия «Историй в деталях» у меня практически не было работы — немного преподавал, снимал документалки... Сам в эфире не был уже давно и на карьере телеведущего поставил крест. Вдруг позвонил генеральный продюсер НТВ Тимур Вайнштейн: «Сергей, пора возвращаться, аудитория по тебе соскучилась». Вот так, если вкратце.

— Кредо вашей программы — «рассказать не всем, а каждому». Но подобной интимной интонации в теперешнем эфире дефицит, зато агрессии и шумных разоблачений с избытком. Готова ли аудитория к спокойному, доверительному разговору?

— Человек так устроен, что всегда и везде, в любой стране и при любом политическом раскладе ему интересен треш. Хотя бы потому, что на фоне чужих неприятностей твои собственные выглядят не так пугающе. Негативный контент делает рейтинги, но на самом деле никому от этого легче не становится. И я уверен, что во всякие времена, особенно такие тревожные, как наше, телевизионщики не должны пугать, стравливать людей и лезть в чужое белье. Наоборот, кто-то должен дружески взять аудиторию за руку, обнять и напомнить: жизнь продолжается, несмотря ни на что, и в любых обстоятельствах нужно оставаться человеком.

— Вы начинали с пионерами постсоветского ТВ Листьевым, Митковой, Любимовым... Как изменилось за эти три десятилетия телевидение?

— Оно, конечно, очень изменилось — и в лучшую, и в худшую сторону. По качеству картинки, монтажа и прочим средствам технического мастерства мы стали настолько виртуозны, что превзошли почти всех в мире. Поверьте, я знаю, о чем говорю. Австрийское, итальянское, немецкое ТВ в сравнении с нами — детский лепет. Конкурируем разве что с США, ничуть им не уступая. А вот с точки зрения традиционной нашей фишки — душевности, вдумчивости — мы, увы, нынче проигрываем сами себе.

На мой взгляд, из эфира исчезла индивидуальность, мало ведущих с ярко выраженными личностными качествами. Мой кумир — Владимир Кириллович Молчанов, я обожал его «До и после полуночи». С удовольствием смотрел Виталия Вульфа, Глеба Скороходова: Сегодня на федеральных каналах мало адекватного документального контента, вменяемых рассказчиков — таких, чтобы не лаяли в эфире, а доброжелательно разговаривали с людьми. Еще одна наша беда: исчезают передачи об искусстве, балете, опере, классических концертах. Почему-то считается, что это теперь никому неинтересно, не нужно. Неправда! Сколько раз героями «Однажды...» были музыканты — солисты Большого театра, Новой оперы, «Геликона» — и рейтинг зашкаливал! А когда мы показали балетную пару Игоря Цвирко и Кристины Кретовой, цифры опережали вечерний сериал на самом известном государственном канале. Право, хочется, как Тарзан, бить себя кулаками в грудь и кричать: «Ребята, мы не зря работаем!»

Меломан Майоров даже в самых экзотических странствиях отыщет музыкальный сюжет

— Вы известный меломан, официальный голос «Геликон-оперы». Что скажете о сегодняшнем театре, который порой становится источником громких скандалов? Один ажиотаж вокруг реформы «Золотой маски» чего стоит.

— Я внимательно слежу за той же «Золотой маской». Поверьте, в ней, случалось, побеждали проекты, от которых волосы вставали дыбом. Но в театре происходит смена эпох, и его ренессанс не за горами. Возможно, свежие веяния придут из регионов. Недавно в Театре оперы и балета Улан-Удэ я посмотрел мюзикл «Бальжан Хатан» — потрясающе красивое решение! В то же время многие московские театры болеют. Это катастрофическая ситуация, когда у творческого коллектива нет художественного руководителя, а все вопросы решают директор и менеджеры.

К тому же налицо и кадровый кризис: уходит плеяда старых звезд, а пришедшие им на смену худруки пока, мягко говоря, не затмили своих предшественников. Остаются, конечно, лидеры среднего поколения, не теряющие стержня и смысла деятельности, — Дмитрий Бертман, Евгений Писарев, Сергей Женовач: Но их, к сожалению, не так много. Огромная проблема и с драматургией — современные сценаристы иной раз наворотят такого, во что нормальный зритель поверить не может. А ведь в основе любой драмы лежит человеческая история. Но новых Вампиловых сейчас нет.

Журналист, как и актер, должен быть любопытен ко всему: от искусства до спорта

— Вы окончили ГИТИС. Помогло ли в телевизионном деле актерское образование? Не жалеете, что связались с ТВ, а не с театром?

— О выборе профессии никогда не жалел, а актерское образование дало очень много. Знаете, что в первую очередь? Любопытство. Мне интересно очень многое: книги, кино, космос, авиация, психология, политика... Актер должен быть любопытным, иначе он не сможет прожить на сцене десятки чужих жизней. Еще в ГИТИСе поставили голос и обучили технике речи. Это на российском телеэкране в дефиците: некоторые телеведущие категорически не владеют интонацией — просто выкрикивают не пойми что. Еще важна психологическая стойкость. Актеров ведь учат адаптироваться к разным ситуациям. Как там у Станиславского: «Я в предлагаемых обстоятельствах». Эта наука помогает держаться на плаву.