ВОДКА, БАЛЕТ, ПУШКИН...

Сразу скажу о том редком в практике ТВ случае, когда каналы проявили не только единодушие, но и своего рода благородство. Имея заранее сверстанную сетку вещания, они в день похорон замечательного актера Леонида Филатова отменили некоторые объявленные программы, чтобы поставить вместо них передачи в память о нем.

Причем сделал это не только государственный канал "Культура", повторивший в среду вечером передачу трехлетней давности "О, не лети так, жизнь", но и НТВ. Там отказались от очередного выпуска высокорейтингового "Принципа домино", чтобы показать программу, где, кроме информационных сообщений, было авторское исполнение Филатовым его знаменитой "Сказки про Федота-стрельца, удалого молодца".
Было бы здорово, если бы телеканалы не ограничились разовой акцией. И не только формально отметили близящиеся сороковины, но и показали в эфире самые значительные из его театральных и кинематографических работ. Но я подозреваю (и был бы счастлив ошибиться), что иные телевизионщики станут вспоминать Филатова прежде всего потому, что его имя сегодня у всех на слуху и является верным залогом повышенного зрительского интереса. Поэтому, скорее всего, боюсь, каналы скоро благополучно забудут о нем, как это было не раз и не два.
В доказательство своего предположения напомню о кончине режиссера Элема Климова, случившейся в один день. По масштабу дарования он вряд ли уступал Филатову. Но ему "повезло" оказаться не актером, кумиром миллионов, а постановщиком фильмов, которого хорошо знают лишь знатоки кино, профессионалы. Союз кинематографистов с грядущего понедельника будет проводить в столичном Доме кино фестиваль фильмов Климова. Уверен, что ТВ любой европейской страны с потерей художника подобного масштаба не преминуло бы сделать то же самое на своих экранах...
Впрочем, что тут говорить о режиссере, снявшем менее десяти лент, пусть и превосходных, если подобной участи оказался удостоен даже Пушкин. В минувший четверг в цикле "Культурная революция" обсуждалась тема "Александр Сергеевич Пушкин безнадежно устарел". В отличие от тех, кто считает подобную постановку вопроса кощунственной, я не стал бы бить в набат: передача по замыслу своему носит парадоксально-провокационный характер, и ничего страшного в названиях ее тем, полагаю, нет.
Меня смутило совсем другое. По правилам "Революции" главный разговор в ней ведут двое - один поддерживает выдвинутый в заглавии выпуска тезис, а другой решительно оппонирует ему. Так вот, рядом с ниспровергателем русского гения в качестве "защитницы" выступала некая, мягко сказать, недалекая телевизионная дама, которая, как выяснилось из ее слов, давно уже рассматривает Пушкина как "традиционный российский бренд, наподобие водки или классического балета". Неужто во всей Москве нельзя было сыскать для телевизионного диспута человека, который бы не просто любил (хотя и это много), а знал бы всегда живого и "современнее современных" Пушкина?
Плоское, с натужной претензией на оригинальничанье (через элементарный нигилизм) словоговоренье в "Культурной революции" стало для меня ярким примером происходящей на ТВ некоей гигантской "пересортицы" общественных ценностей. Пользуясь своей властью над миллионами людей, эфир то и дело пытается внушить им, что черное - это белое, и наоборот.
Так произошло на минувшей неделе, на которую пришлась 85-я годовщина создания ленинского комсомола. В среду один из центральных каналов дал прямую трансляцию многочасового концерта "Жила бы страна родная", посвященного этой дате. Впрочем, и тут надо оговориться: музыка ни при чем, ведь в свое время наши композиторы написали немало превосходных песен о молодежи. То же самое можно сказать и о прославляемых в них рядовых комсомольцах: многие из них и на фронтах, и в мирное время прекрасно проявили себя. Но на концерте между номерами исподволь звучала здравица в честь ВЛКСМ - политической организации, которая, как ни крути, а оболванивала подрастающее поколение, была верным помощником КПСС в ее "славных" делах.
После этого можно ждать, что на каком-нибудь канале появится концерт под названием "Ум, честь и совесть нашей эпохи". Помните?