"РУСАЛКА" ПРОПЛЫЛА МИМО КОНКУРСА

В 90-х годах в моду вошли интернет-технологии. Число интернет-компаний каждый день увеличивалось в несколько раз, получить кредит в 5-10 миллионов на их создание не составляло труда, каждый день рождалось по несколько миллионеров, многие из которых только встали со студенческой скамьи. А вот специалистов в этой области не хватало. В США это время стало раем для программистов. Пока вдруг все резко не изменилось.

Всего в Берлине покажут 385 фильмов - это целая лавина старого и нового, консервативного и радикального, игрового и документального кино, которое обрушится на все 300 кинотеатров города, где оно будет крутиться с утра до ночи. На Берлинале ожидается 18 мировых премьер, в том числе фильм "Катынь" великого поляка Анджея Вайды, короткометражная лента "Грязь и мудрость", ставшая режиссерским дебютом Мадонны.
Но главный интерес, как водится, вызывает конкурс, в который в этом году вошел 21 фильм. Особо громких имен в основной программе практически нет, хотя киноманам со стажем знакомы имена одного из ведущих иранских режиссеров Маджида Маджиди ("Воробьиная песнь"), когда-то подававшего большие надежды француза Эрика Зонка ("Джулия"), крепкого профессионала, немки по национальности Доррис Дери ("Вишневый цвет").
На этом, прямо скажем, скромном фоне голливудский режиссер Пол Томас Андерсон, автор нашумевших "Ночей в стиле буги" и "Магнолии", кажется заведомым фаворитом. Тем более что именно в конкурсе Берлинского кинофестиваля состоится европейская премьера его фильма "Нефть", уже выдвинутого на "Оскар" по восьми номинациям. Если "Нефть" победит в Берлине (а к тому все идет), ее шансы на "Оскар" у себя на родине значительно возрастут. Если Андерсон проиграет неизвестно откуда выскочившей темной лошадке, этим воспользуются его главные конкуренты братья Коэны, триллер которых "Старикам здесь не место" тоже выдвинут на "Оскар" по восьми номинациям. Интрига...
К сожалению, российское кино осталось на Берлинском кинофестивале вне какой-либо большой интриги. Наша "Русалка" в постановке Анны Меликян открывает "Панораму" - программу по-своему престижную, но, увы, внеконкурсную, ознакомительную, а фильм "Нирвана" дебютанта Игоря Волошина включен в программу "Форум", которая ориентирована на новые имена, поисковое, автор-ское кино. В конкурс Берлинале наше новое кино вот уже который год подряд упорно не берут. Чему, впрочем, есть свое объяснение.
Если площадка Канна давно стала приютом для самых модных персон и тенденций киносезона, если Венеция гордится эстетскими, артхаусными фильмами, то в Берлине ценят кино социальное, политическое, поднимающее, как когда-то говорили, общественно значимые проблемы. Что мы может Берлину предложить в этом смысле? Доморощенные, скроенные по американским лекалам блокбастеры типа "Дозоров"? Cусальные мелодрамы уровня новой "Иронии судьбы"? Дураковатые комедии типа "Самого лучшего фильма"? Наконец, многочисленные гламурные офисные драмы уровня "Глянца" и "20 сигарет"? Увы, это совсем не тот путь, следуя по которому можно добиться сколько-нибудь значимого международного успеха.
А кино больших мыслей и больших чувств, кино проблемное, пронизанное уважением и любовью к человеку, к его духовным, нравственным поискам, словом, настоящее кино, которое снимается во всем мире и которое так ценится на фестивалях, в частности в Берлине, мы делать давно перестали. И редкие исключения - "Александра" Александра Сокурова, "12" Никиты Михалкова - общей картины совсем не меняют. Тем более что Сокурова и Михалкова на все фестивали мира не напасешься...