
17 февраля на СТС стартует премьера восьмого сезона сериала «Ивановы-Ивановы». Уже девятый год на экране, некоторые персонажи сменились, но интерес зрителей к доброй семейной комедии не ослабевает. В чем секрет такого долгожительства? За ответом «Труд» обратился к Светлане Колпаковой, играющей одну из главных ролей — Нину Иванову. Хотя актриса хорошо известна зрителям и по киноролям в сериалах «Оттепель» и «Золотая орда», и в спектаклях на сцене МХТ имени Чехова.
— Светлана, вы не устали от такого долго-играющего проекта, как «Ивановы-Ивановы»?
— Во-первых, моя героиня появилась только в пятом сезоне, поэтому устать от этого сериала я точно не успела. И работать в нем мне в радость, а если его продолжение снимают из года в год, значит, он пользуется успехом у зрителей. А во-вторых, наш фильм с добротой и юмором рассказывает о семейных ценностях, а они для большинства людей, и в том числе для меня самой, являются самым важным в жизни. Несмотря на перипетии в судьбе героев, на семейные раздоры, которые у персонажей порой случаются, сериал несет позитив и надежду, что, на мой взгляд, в наше время особенно важно.
— Трудно ли вам было вливаться четыре года назад в уже сложившийся на этом проекте творческий коллектив?
— Нет, с большими сложностями не сталкивалась, ведь со многими коллегами я уже работала прежде в театре и в кино. На театральной сцене мы играли в нескольких спектаклях и с Мишей Трухиным, и с моим экранным мужем Станиславом Дужниковым. Например, в МХТ имени Чехова в «Женитьбе» у нас с ним роли Агафьи Тихоновны и Подколесина.
— Вернемся к сериалу. В нем ваша Нина — вдохновенный садовод. А насколько вам близка сельскохозяйственная тема? Или вы сугубо городской человек?
— Пока еще я не приблизилась к земле настолько, чтобы самой что-то выращивать. У меня замечательно это делает на даче мама, а я восторгаюсь ее умением и восхищаюсь красотой нашего сада.
— Как бы вы определили суть вашей героини в сериале?
— Ее муж в семье — голова, а она — шея: куда Нина крутанет, туда он и повернется. Все важные решения принимает она, но моя героиня умеет преподнести все так, будто самое главное в их семье целиком и полностью зависит от мнения супруга. Кстати, именно так во многих семействах случается и в реальной жизни.
— В этом сезоне у Нины рождается ребенок. Вам, маме пятилетнего сына, приятно было вспомнить хлопоты с новорожденным?
— Послеродовой период в моей жизни ассоциируется у меня с теплотой и восторгом. Хотя я быстро вышла на работу, но изо всех сил старалась все успевать и там, и дома. А вот у моей героини Нины так складываются обстоятельства, что ей иногда не хватает времени на хлопоты с ребенком, потому что внутри большой семьи нарастают интриги, и она со свойственной ей прытью пытается их разрешить.
— Эта Нина чем-то на вас похожа?
— Может, своей трепетностью по отношению к детям, мнительностью и тревожностью, а еще желанием добиться справедливости в каждой ситуации. Хотя, как мне кажется, я играю героиню с куда более мягким характером, чем у меня самой.
— А вы тоже тревожная мама?
— Пожалуй. Если в детском садике у сына кто-то чихнет, то у меня на сердце неспокойно. Хотя у него замечательный сад, где много есть всего развивающего: и фортепиано, и лепка, и гончарное искусство, и акробатика, и плавание. Ребенок доволен, а уж мы, родители, вдвойне!
— Не боитесь перегрузить малыша?
— Тут все делается по науке: все занятия длятся по 20 минут. И потом, я сына ничего делать не заставляю. Если, например, он не горит желанием заниматься сегодня гимнастикой, то вместо нее мы просто идем с ним погулять.
— На сцене МХТ в премьере сезона «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова вы играете маму молодой женщины. Вы не боитесь возрастных ролей?
— В этом спектакле моя героиня еще достаточно молода. И потом, я еще в институте играла Кукушкину в «Доходном месте» Островского. И радовалась, когда у меня получалось перевоплотиться в женщину куда старше меня самой. Актрисы должны уметь и не такое.
— Автор пьесы Дмитрий Данилов приходил к вам на репетиции?
— Нет. Возможно, он общался с режиссером Денисом Азаровым, но мы, актеры, автора увидели только на премьере. В пьесе непростой текст, длинные монологи, порой хотелось что-то подогнать под собственные ощущения, сказать своими словами. Но, как я поняла, для Данилова важно, чтобы актеры придерживались текста, иначе смещаются смысловые акценты. Он на этом настаивает, и мы его указаниям стараемся следовать.
— Это пьеса про всеобщую апатию и безразличие, а ваша героиня, кажется, единственная, кто этому чувству противостоит. Это соответствует вашей натуре?
— Соответствует, поскольку я сама по натуре оптимист и даже в сложных ситуациях надеюсь, что все как-то образуется.
— В спектакле «Веселые времена» вы играете роль, в которой когда-то блистала знаменитая Грета Гарбо. Смотрели перед репетициями фильм с ее участием?
— Смотрела, хотя стараюсь не забивать себе голову сравнениями. Ведь помимо драматического материала есть еще режиссер и наше с ним выстраивание роли. К тому же мы с Гарбо очень разные, да и кино- и театральная истории в принципе отличаются друг от друга.
— Что для вас означает быть актрисой такого театра, как МХТ имени Чехова?
— Я горжусь тем, что здесь служу. Мне очень нравится, что у нашего театра и история великая, и в то же время он по сей день остается современным. Сюда приглашают работать разных по стилю режиссеров — так было и при Олеге Павловиче Табакове, когда я только пришла в театр, это продолжается и сейчас. Очень радует возможность играть в театре разноплановые роли в постановках и по классике, и по произведениям современных авторов.
— Одной из первых заметных ролей в кино у вас была роль в сериале «Оттепель» Надежды, жены известного режиссера. Что вам вспоминается о тех съемках?
— Прежде всего ощущение радости от того, что мне довелось поработать у такого режиссера, как Валерий Тодоровский, в окружении талантливых партнеров. Да и сценарий был очень хорош и точен, и все это вместе казалось чем-то невероятным, сказочным. Сериал снимался как большое кино: с долгим подготовительным периодом, репетициями. И я попала в нужный типаж и характер, поэтому работа шла легко, не было какого-то преодоления, принуждения себя.
— А какая роль в кино вам далась сложнее всего?
— Наверное, молодой Бабы-яги в «Последнем богатыре». Роль небольшая, но я не очень понимала, как к ней подступиться, потому что до этого не пробовала себя в жанре киносказки. В первые съемочные дни казалось, что у меня ничего не получается и мне сейчас скажут, чтобы я собирала чемоданы (мы снимали в Абхазии), и отправят домой. Потом, правда, поговорила с режиссером Димой Дьяченко, и тот меня успокоил, сказал, что я зря переживаю, он моей работой доволен.
— Можете назвать свои любимые роли в кино?
— Их несколько, но именно сейчас я часто думаю о главной героине сериала «Алла-такси», возможно, потому, что мы снимаем его продолжение. Режиссер Рауф Кубаев создает кино в сложном жанре народной музыкальной комедии. Каждая серия заканчивается песней, которую мы поем. Но при всем этом в фильме надо оставаться достоверной, такой, как ваша соседка, которой вы полностью доверяете. Еще у меня были интересные роли в фильмах Милены Фадеевой «Отчий берег» и «Обнимая небо». Я очень люблю этого режиссера.
— Какие проекты с вашим участием выходят в ближайшее время?
— Сериал «Петр I» Сергея Гинзбурга, где я сыграла небольшую, но значимую для меня роль царевны Софьи Алексеевны. Мне очень интересно и то время, и борьба за престол, и особенности родственных взаимоотношений в царской семье. А скоро полечу в Карелию сниматься в сказке «Морозко», в ней у меня роль Мачехи.
— Злых персонажей действительно интереснее играть, чем добрых?
— Вообще-то я характерная героиня, со времен института мне доставались роли, требующие серьезного перевоплощения, — персонажей смешных, страшных, возрастных. Я и сама чувствую азарт, пробуя свои силы в чем-то необычном. С опытом к ролям уже начинаешь относиться выборочно и потому хочется, чтобы предложили нечто такое, чего я еще никогда не делала и что, казалось бы, совсем не про меня. Чем страшнее и сложнее, тем лучше.
— Страшнее — это вы про триллеры?
— Кстати, в них мне ни разу не предлагали сыграть. А я как зритель люблю такой жанр и с удовольствием попробовала бы себя в нем.
— Как вы думаете, если бы вы не стали актрисой, то кем бы были?
— Странный вопрос. Конечно, актрисой — в любом случае!