Они продолжают валять дурака

Лица, ответственные за выпуск новых отечественных авиалайнеров, кормят страну завтраками

Объединенная авиастроительная корпорация, входящая в состав «Ростеха», в очередной раз сообщила о переносе сроков поставок отечественных авиалайнеров. Итак, МС-21 улетел на 2025 год, а Superjet 100 — на 2026-й, поставки Ил-114-300 теперь ожидаются в 2026 году. И эти сроки наверняка, как изящно выражаются чиновники, «сдвинутся вправо».

Пренеприятнейшим известием о переносе сроков поставок новых самолетов поделился 29 февраля в кулуарах перед ежегодным Посланием президента Федеральному собранию глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Затем пресс-служба ОАК уточнила: «Компании кооперации сталкиваются с объективными ограничениями — полностью новые системы, воссоздание с нуля компетенций, необходимость полноценных испытаний и запуска серийного производства в условиях дефицита времени».

Представитель Минпромторга тоже сослался на «объективные технические сложности» реализации проектов такого масштаба: «Программы импортозамещения в гражданской авиации реализуются в беспрецедентные по мировым меркам сроки. Аналогичных российскому примеров комплексного импортозамещения всех систем и агрегатов, включая БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование), двигатели, авиационные материалы, в современной мировой авиации не существует. Все производители опираются на широкую международную кооперацию, поставщиков из нескольких десятков стран. России предстоит справиться самой». В детали, какие именно сложности возникли с проектами, в Минпромторге вдаваться не стали.

По заявлению пресс-службы «Ростеха», в 2026-м планируется передать компаниям 30 новых самолетов Superjet 100. По поводу МС-21 там пояснили, что пока не сформирован даже финальный облик самолета: «В процессе замещения иностранных компонентов на отечественные меняются весовые характеристики МС-21. Финальный облик полностью импортозамещенного самолета будет сформирован во второй половине текущего года». Из чего следует, что и 2026 год тут фигурирует весьма условно.

На ситуацию отреагировали и в Росавиации, заявив, что «работают в тесном и конструктивном взаимодействии с Минтрансом, Минпромторгом, разработчиками, производителями авиатехники и авиаперевозчиками»: «Крайне важно обеспечить гарантированное устойчивое функционирование воздушного транспорта России на долгосрочную перспективу на базе современной и надежной отечественной авиатехники». Там напомнили, что в середине 2022 года были приняты решения завершить сертификацию SSJ100 с двигателями ПД-8 в декабре 2023 года, МС-21 с ПД-14- в декабре 2024 года: «Эти решения стали действительно беспрецедентными для истории мирового авиа- и двигателестроения. Однако сроки предъявления авиационной техники для проведения сертификации были по объективным причинам сдвинуты. Обычные для мировой авиации сроки создания магистральных самолетов и вывода их на рынок составляют на практике 10-12 лет, двигателей для таких воздушных судов — 12-15 лет».

Как будто раньше этого не знали...

Между тем в нынешнем виде МС-21 по характеристикам сильно уступает тем, которые нам публично обещали: дальность полетов сокращена с 5 тысяч до 3,5 тысячи км, вместимость снизилась с 211 кресел до 135. Для сравнения: спроектированный еще в СССР Ту-214 способен перевозить 210 пассажиров на 5,9 тысячи км. Но и такого лайнера в запланированные сроки не будет.

Согласно комплексной программе развития авиационной отрасли до 2030 года (утверждена правительством РФ в июне 2022 года), авиапром обязался поставить 609 самолетов для магистральной и региональной авиации. Выпуском их занимаются заводы ОАК. Речь идет о 142 Superjet 100, 270 МС-21, 70 Ил-114 и 115 Ту-214. Поставки Superjet и «Ту» в документе были расписаны с 2023 года, МС и «Илов» — с 2024-го. Судя по последним заявлениям, ничего такого не будет. И выполнение госпрограммы под вопросом.

Фактически в прошлом году только один коммерческий заказчик получил один новый самолет: авиакомпания «Азимут» в ноябре пополнила парк SSJ100 из последней партии еще не импортозамещенных самолетов. А подконтрольная «Ростеху» Red Wings в конце года сообщила о получении первого пассажирского Ту-214 из 11 восстанавливаемых до летной годности машин.

Новые SSJ и МС-21 ожидал в этом году «Аэрофлот». При этом твердый контракт у компании с ОАК заключен пока только на 18 МС-21-310 и 34 SSJ100. Согласно паспорту инвестпроекта по льготному лизингу самолетов в адрес «Аэрофлота», первые SSJ должны были поступить перевозчику еще до конца 2023 года, но поставку сдвинули на третий квартал 2024 года, сообщал «Коммерсантъ». Осенью «Аэрофлот» ожидал партию из восьми следующих SSJ, зимой — еще восемь. До конца этого года ожидалась передача «Аэрофлоту» первых пяти Ту-214 (твердого контракта нет) и первых шести МС-21.

Кроме «Аэрофлота» поставок российских самолетов еще с 2021 года ожидает дальневосточная «Аврора». Льготный лизинг техники в эту компанию также был проавансирован из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Четыре Superjet должны были поступить ей в ноябре — декабре нынешнего года. И что теперь?

Чиновники, оправдывая случившееся, приводят массу аргументов: СВО, санкции, трудности с разработкой двигателей, крыла, сложности с авионикой и бог знает еще с чем. Не будем вспоминать шутку о плохом танцоре — напомним лишь заявления руководителей.

В августе прошлого года глава «Ростеха» Сергей Чемезов докладывал президенту России, что серийное производство российских Superjet New и МС-21 будет запущено в 2024 году, к 2025 году будет серийно выпускаться 10 единиц Ту-214 в год. Вся страна в прямом эфире услышала: «Впервые в 2024 году мы запустим серийное производство самолетов Superjet — Superjet New. Это самолет, который оборудован нашими двигателями ПД-8, полностью наша авионика, фактически полностью наш самолет, полностью из наших, российских комплектующих. Ежегодно, начиная с 2024 года, будет производиться 20 таких машин: В 2024 году мы также начнем производить и МС-21: первые серийные шесть машин тоже будут переданы авиакомпаниям России».

Было там и про Ту-214: «К 2025-му мы будем серийно производить 10 машин Ту-214 в год. Это самолеты, которые сегодня очень нужны нашим авиакомпаниям, поскольку с 2025 года начнется выбытие всех иностранных компаний, потому что необходимы будут капитальные ремонты самолетов и так далее».

Предположим, глава «Ростеха» тогда ошибся, перепутал сроки, не учел всех обстоятельств. В декабре на очередной встрече с президентом у него была возможность исправиться. Но нет, он продолжал докладывать об успехах и грандиозных планах. 28 декабря 2023 года рассказывал Владимиру Путину: «До 2030-го предприятия корпорации под эгидой ОАК должны построить более 500 воздушных судов разных типов, в том числе 270 лаи?неров МС-21, 142 самолета SJ100, 115 самолетов Ту-214».

А еще о том, что на разной стадии производства находятся 18 самолетов МС-21, пять из которых уже готовы. Сейчас идет установка отечественных систем и агрегатов, а также параллельно проходит сертификация. Первые поставки нового самолета начнутся в 2024 году. Первым эксплуатантом станет «Аэрофлот». Лайнер оснастят новейшим двигателем ПД-14. В конце декабря опытные двигатели ПД-8 были установлены на самолет Superjet 100. Первый полет с ними запланирован на ближайшее время. Также в данной модели самолета обновлены авионика, шасси и другие системы. Массовые поставки лайнера с отечественными комплектующими начнутся опять же в 2024-м. Планируется производить в год по 20 таких самолетов...

Все оказалось неправдой. Говорите о беспрецедентно коротких сроках работы над новыми лайнерами? Но и здесь лукавство. Например, МС-21 начали разрабатывать в 2002 году на основе наработок по совместному проекту самолета Як-242 1987 года ОАО «АК им. С.В. Ильюшина» и АО «ОКБ им. Яковлева». Современный этап разработки самолета МС-21 относят к 2002-му, когда был завершен эскизный проект, победивший на конкурсе «Росавиакосмоса». Полномасштабные работы начались в 2008-м с началом полноценного государственного финансирования. Таким образом, отсчет новой истории разработки Як-242 в формате МС-21 начинается с 2002-2008 годов и длится уже от 12 до 18 лет. А если считать с момента разработки Як-242/МС-21, то прошло уже 33 года.

Тут можно вспомнить и о перепалке на совещании с членами правительства в прошлом году, в ходе которого президент Путин, обращаясь к вице-премьеру Денису Мантурову, задал сакраментальный вопрос: «Что вы дурака-то валяете?» Мы писали об этом («Труд» № 3 от 20 января 2023 года). Вот цитата: «Руководство ОКБ имени Яковлева обещало, что серийное производство МС-21 начнется в 2016 году. В 2019-м глава «Ростеха» Сергей Чемезов сообщил, что сроки сдвигаются на конец 2020-го, потом на 2024-й. Затем глава Минпромторга Денис Мантуров передвинул их на 2025-й...»

Напомним еще, что первый опытный МС-21 с помпой выкатили на обозрение публике 8 июня 2016 года, а первый полет он совершил 28 мая 2017 года. На торжественной церемонии выкатки МС-21 в Иркутске глава правительства РФ Дмитрий Медведев назвал его «одним из самых современных лайнеров в мире и пассажирским самолетом XXI века».

А в это время

А теперь посмотрим на судьбу прямого аналога МС-21, его китайского конкурента — самолета C919. Китайский лайнер и МС-21 должны были выйти в серию в одно и то же время. С919 совершил свой первый полет 5 мая 2017 года, то есть одновременно с российским МС-21. Но дальше их судьбы круто расходятся. В прошлом году, то есть раньше намеченного срока, китайский лайнер начали строить серийно и уже передают китайским же авиакомпаниям, которые выстроились в очередь за новым отечественным самолетом. Всего заключено контрактов на поставку до 1 тысячи единиц, включая зарубежных перевозчиков. Одновременно C919 получил сертификат летной годности в Китае, а также в ряде зарубежных стран.

Еще недавно у нас через губу, скептически, оценивали китайского конкурента. Мол, там много импортных комплектующих, двигатели американские, на борт он берет меньше пассажиров, чем наш лайнер, летает на более короткие расстояния. И вообще это прошлый век авиации. С тех пор МС-21 тоже похудел, скукожился по дальности, а на китайский лайнер начали ставить китайские же двигатели. И еще немаловажная деталь: C919 уже выполняет регулярные рейсы. Летает!

А все дело в том, что в Китае планы принято тщательно разрабатывать, а потом неукоснительно выполнять. За отступление от этих правил ответственные лица несут жесткую персональную ответственность, вплоть до уголовной. А у нас легко можно отделаться болтовней.