Российские ученые синтезировали сверхтяжелый элемент-долгожитель

Это 117-й элемент, заполнивший собой пустую клетку в таблице Менделеева, предусмотрительно оставленную великим химиком

Как передает РИА «Новости» со ссылкой на научного руководителя Лаборатории ядерных реакций имени Флерова Объединенного института ядерных исследований Юрия Оганесяна, сегодня успешно завершились эксперименты по синтезу 117-го элемента: было зафиксировано шесть событий рождения ядер 117-го элемента. Пустовавшее до сих пор место в таблице Менделеева между 116-м и 118-м элементами заполнено.

Авторы открытия описали результаты своей работы в статье, принятой для публикации в журнале Physical Review Letters.

По словам Юрия Оганесяна, исследование доказало, что элементы за пределами первой сотни достойны внимания, тогда как ранее, еще 50 лет назад, считалось, что «они не будут существовать, они будут жить так мало, что не имеет смысла о них говорить». Он пояснил, что в области, в которой, как считалось, вообще не могут существовать элементы, есть так называемые «острова стабильности», в которых много элементов, называемыми «сверхтяжелыми». При этом гипотеза «островов стабильности» была выдвинута еще в конце 1960-х годов, но многим крупным лабораториям мира не удавалось получить такие сверхтяжелые элементы. В начале 2000-х в Дубне начались новые эксперименты, которые наконец-то увенчались успехом и «гипотеза стала реальностью».

Правда, пока, по утверждению академика, ученые получают сверхтяжелые элементы только в виде отдельных атомов и «до вершины стабильности не добрались», но «не исключено, что если они будут очень долгоживущие, что они могут существовать в природе, встречаться в космических лучах, которые падают на Землю», - сказал Юрий Оганесян.

О том, что российские ученые в ближайшие сроки создадут новый элемент таблицы Менделеева, начали говорить давно, но о завершении эксперимента официально объявлено лишь сейчас. Это и понятно: процесс создания нового элемента долог, кропотлив и дорог. В августе 2009-го директор лаборатории Сергей Дмитриев говорил, что «эксперимент длится больше года и проводится в тесной работе с нашими коллегами из Окриджской национальной лаборатории США, которая специально для этого эксперимента синтезировала на высокопоточном реакторе необходимое количество берклия – чрезвычайно дорогого материала. Сравнительно недавно берклий был доставлен из Соединенных Штатов в Россию. И в течение месяца радиохимики Димитровграда изготовил из него необходимые нам мишени, которые будут установлены на нашем мощном ускорителе».

Согласно условиям эксперимента, ионы кальция должны бомбардировать вращающуюся мишень из титановой фольги, на которую нанесен берклий. И когда ядро кальция попадет в ядро берклия четко посередине, как в бильярде, и шар ударит точно в центр другого шара, случится превращение и произойдет рождение 117-го элемента. Пробив фольгу с берклием, он вылетит с другой стороны. Сроки проведения эксперимента были строго ограничены: берклий, 30 миллиграммов которого стоят миллионы долларов, распадается за 320 дней. Но исследователи успели получить положительные результаты до истечения этого времени.

Имя новому элементу пока не дали. Предполагали, что его могут назвать «унунсептий», что в переводе с латыни означает «сто семнадцатый». Ранее другие трансурановые элементы также имели «номерные» названия, а затем были переименованы.