Дело «Arctic Sea»: в России впервые вынесен приговор по статье «Пиратство»

Arctic Sea прославилось на весь мир летом прошлого года

Сегодня в России создан судебный прецедент. Впервые приговор вынесен по 227 статье Уголовного кодекса — «Пиратство». Мосгорсуд приговорил к пяти годам колонии строгого режима первого из восьми фигурантов дела о захвате сухогруза Arctic Sea — гражданина России Андрея Лунева.

Приговор был оглашен в особом порядке по просьбе подсудимого, который полностью признал свою вину. На процесс из соображений секретности журналистов не допустили. Сам Лунев, выходя под конвоем из зала, не стал комментировать приговор. Он молча прошел мимо журналистов. Вышедший из зала заседаний представитель прокуратуры на вопросы журналистов отвечать отказался. Таким же образом будут осуждены и другие участники загадочного дела о захвате сухогруза.

Arctic Sea прославилось на весь мир летом прошлого года. Европа, затаив дыхание, следила, как военно-морские силы нескольких стран бороздили моря-океаны в поисках то пропадавшего, то появлявшегося сухогруза. Первая тревожная информация о странном происшествии с судном поступила от берегов Швеции, а поймали его в 300 милях от островов Зеленого Мыса.

Московский суд приговорил к 5 годам строгого режима одного из участников захвата сухогруза Arctic Sea летом 2009 года, уроженца Таллина Андрея Лунева. Он был признан виновным по статье 227 УК РФ — «пиратство». Оглашение приговора заняло не более пяти минут, при этом в зале отсутствовал адвокат Лунева. Прокурор просил для обвиняемого 7 лет строгого режима.

Также суд продлил до 18 августа срок ареста гражданину Эстонии Евгению Миронову, также обвиняемому в захвате сухогруза Arctic Sea. Между тем адвокаты других фигурантов дела сообщили, что ходатайства о продлении ареста их подзащитным суд рассмотрит на следующей неделе — заседания в Басманном суде назначены на 12, 13 и 14 мая.

Из восьми фигурантов дела на «сделку с правосудием» согласились только двое обвиняемых — Андрей Лунев и Дмитрий Савинс. Остальные в целом хранят молчание, воспользовавшись правом, предоставленным Конституцией РФ и уголовно-процессуальным кодексом.

Процесс над Савинсом начнется на следующей неделе. Всем фигурантам дела из обвинения исключили статью 126 УК РФ (Похищение человека), но пока обвинение в новой редакции не предъявлено. Материалы дела в отношении остальных фигурантов еще не переданы в суд.

Напомним, сухогруз Arctic Sea под мальтийским флагом с грузом пиломатериалов на сумму около $2 млн вышел 22 июля прошлого года из финского порта Якобстад (Пиетарсаари) курсом в алжирский порт Беджайя, куда должен был прибыть 4 августа.

В конце июля с судном пропала связь, 18 августа сухогруз был обнаружен недалеко от Островов Зеленого Мыса. Оказалось, что судно было захвачено группой, в которую входили граждане Эстонии, Латвии и России. Вскоре после этого судно было освобождено моряками российского военного корабля «Ладный».

Arctic Sea долгое время отказывались принимать в порту приписки на Мальте, мотивируя это тем, что на судне находятся вооруженные люди — российские моряки.

По версии следствия, захват судна совершили восемь человек. При этом они действовали с четким распределением ролей под видом спецподразделения.

Басманный суд Москвы санкционировал арест гражданина Эстонии Евгения Миронова, двух россиян — Дмитрия Бартенева и Андрея Лунева, гражданина Латвии Виталия Лепина, не имеющих гражданства Алексея Булеева, Игоря Борисова, Дмитрия Савинса, а также Алексея Андрюшина, гражданство которого не установлено. Все они обвиняются в похищении человека и пиратстве.

Мотивы захвата обвиняемыми сухогруза следствием не раскрываются. По официальной версии, Arctic Sea перевозил древесину, пираты требовали выкуп в размере ЕВРО ()1,5 млн. Однако в СМИ высказывались предположения о том, что на судне был контрабандный груз наркотиков или оружия, в частности, звучала версия о возможной перевозке зенитно-ракетных комплексов С-300 в Иран. По этой версии, израильские спецслужбы пошли на перехват, чтобы предотвратить доставку комплексов.

Судовладелец российского происхождения, зарегистрированный в Финляндии, отвергал все слухи по поводу перевозимого в Алжир груза, а недавно выставил флот на продажу. Власти Мальты, под флагом которой ходил Arctic Sea, проводили собственное расследование, однако о результатах ничего не сообщалось.