Жесточайшая ностальгия по настоящему

Дискуссия вокруг дочери Алсу никчемна на фоне исполнения учениками одной из московских школ пахмутовской песни «И вновь продолжается бой»

На фоне разгоревшегося скандала вокруг победителя телешоу «Голос. Дети» это событие, конечно же, мало заметили «активные пользователи». А зря! Если бы вы услышали и увидели, как ученики одной из московских школ поют пахмутовскую песню «И вновь продолжается бой», вы поняли бы всю суетность и никчемность дискуссии вокруг дочери Алсу. О чем мы вообще спорим, господа-товарищи?

Да, эта песня времен молодости родителей ребятишек, да еще не на английском, а на русском. Но какие же они, эти песни — настоящие, окрыленные, ничуть не устаревшие! Как к лицу они мальчишкам и девчонкам, как возносят их голоса куда-то к горизонту... В этот день на конкурсе «Битва хоров», посвященном песням Александры Пахмутовой, звучали «Герои спорта», и «Беловежская пуща», и «Старый клен», и «Орлята учатся летать», и «Знаете, каким он парнем был».

Не знаю, как вам, а мне стало ужасно жалко тех мальчиков и девочек с телеэкрана, что выходят на сцену в шоу в костюмах и прическах, «как у взрослых», и старательно изображают любовную страсть. Ну совсем как лилипуты, какие в былые времена вот так же выступали на непритязательных концертных площадках. Все как у взрослых...

Хорошо, что нам есть с чем сравнить. Греют душу сообщения об очередном региональном конкурсе, концерте, школьном или библиотечном вечере, посвященном предстоящему 90-летию Александры Николаевны Пахмутовой. И все это стихийно, «снизу», без всякой координации со стороны культурного начальства.

А недавно я был в Нижнем Новгороде, где на лучших городских площадках прошла серия концертов в честь недавнего юбилея Николая Добронравова. И снова звучали вещи, прожившие с нами долгую жизнь и не сгинувшие, несмотря ни на что: «Любовь, Комсомол и Весна», «Яростный стройотряд», «Горькая моя Родина», «Мать и сын», «В песнях останемся мы»... Особенно отмечу тот факт, что среди зрителей немало было людей молодых, гораздо моложе этих песен.

А ведь много раз пахмутовское творчество хоронили, объявляя непроходимым «совком», не соответствующим духу нашего времени. Зря злословили. Все наоборот: люди сегодня, в пору оголтелого индивидуализма, остро чувствуют тоску по большому делу и высокой цели, которые бы нас могли объединить. Вдруг выясняется, что жизнь только ради себя удобна, но бессмысленна.

На днях телеканал «Спас» показал архивную запись авторского вечера Александры Пахмутовой в Колонном зале в 1975 году. Кое-что, конечно, вырезали: «И вновь продолжается бой», «Не расстанусь с комсомолом», «Гайдар шагает впереди» (кстати, эта песня для Николая Добронравова по-своему автобиографична: его мама познакомилась в Арзамасе с Аркадием Голиковым еще в юности и сохранила с ним дружеские отношения на долгие годы)... Но даже и в таком усеченном варианте гражданская составляющая, конечно же, преобладала.

И снова можно было позавидовать людям, сидящим в том зале в далеком уже 1975 году. «Белоруссия» в исполнении голосистых «Песняров», Кобзон с «Горячим снегом», исполненным дважды подряд, на бис... Это все то, чего нет сегодня на телеэкранах и на модных концертных площадках, как бы ни тщились нынешние записные «звезды».

Скажете: еще один затосковал по советским временам. Да нет, это если и ностальгия, то совсем другого рода. Помните, у Вознесенского: «Я не знаю, как остальные, но я чувствую жесточайшую не по прошлому ностальгию — ностальгию по настоящему».

P.S. В Большом зале Московской консерватории стартовал VII Международный открытый фестиваль искусств «Дню Победы посвящается...». Значительная часть программы концерта открытия была посвящена предстоящему юбилею Александры Пахмутовой.