Не обед, а паёк: граждане перешли к жёсткой экономии на еде

Агентство НКР предлагает ввести ваучеры на продукты, реализация идеи под большим вопросом

Производство еды – одна из немногих отраслей, переживающих подъём в период коронавируса. Но россияне стремительно беднеют, и спрос сокращается даже на продукты – хотя и не на все. Теперь покупатель отдаёт предпочтение дешёвому сегменту, фиксируют эксперты международной компании Unusual Concepts в работе Covid-report. Так, в первой половине апреля на 20% вырос оборот продуктов собственных марок торговых сетей. Производители быстро переориентировались на бюджетную продукцию. 

В марте производство гречки выросло на 40% относительно марта 2019 года и на 45% по отношению к февралю текущего года. Производство макаронных изделий подскочило на 20%, консервированных овощей и фруктов – на 17%, а растительных и животных масел – на 18% по сравнению с прошлым мартом. 
С момента введения необъявленного карантина (он же режим самоизоляции) торговые сети отметили спрос на товары длительного хранения. В апреле граждане продолжили покупать консервы и крупы: продажи возросли на 50-60% у первых и на 120% у вторых. 
 
Зато пострадали отделы готовой еды, снижение объёмов торговли кулинарией достигло порядка 80%. Наборы для здорового питания просели в продаже до 40% по сравнению с мартом, а свежие овощи и фрукты – на 60-65%.
 
По оценке экспертов Unusual Concepts, в ближайшие пару лет производство еды – и особенно дешёвой, будет расти. К концу II квартала 2020 года продукты займут более половины потребительских трат сограждан. Оживление сегмента бюджетных товаров продлится вплоть до середины следующего года, в дальнейшем вернётся привычная модель потребления, прогнозируют аналитики.
 

Официальные голоса

Как утверждают в Минсельхозе, за март производство пищевой продукции увеличилось на 9,3%, а напитков – на 2,2% относительно того же периода 2019 года, пишут «Известия». Заметный рост показали мясные консервы (на 27,2%), переработанный и консервированный картофель (на 24,3%), сливочное масло (на 16,2%). В первую очередь динамика связана с повышением спроса на внутреннем и внешних рынках, признали чиновники. 
 
В Росстате производство продуктов и переработку сельхозпродукции называют одним из драйверов роста экономики. За I квартал их объёмы поднялись на 9,9% по сравнению с тем же кварталом 2019-го. Прошлогодний урожай помог обеспечить загрузку предприятий на несколько месяцев. 
Кажется, не нужно быть экспертом, чтобы понимать: потребители экономят в кризис, предпочитая лишь самое необходимое. Продажи еды растут, расходы на одежду и развлечения серьёзно падают. Но этим могут воспользоваться мошенники, предлагая пищевые подделки с огромными скидками, предупредил исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев.
 

Ритейл против скидок

В апреле некоторые отечественные ритейлеры выступили с идеей ввести мораторий на продажи товаров со скидкой. Инициативу раскритиковали в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). «Рост доли продаж по промо снижает доходность и производителям, и ритейлерам, но запрет промоакций приведет к дальнейшему падению спроса, от чего проиграют и потребители, и поставщики, и ритейл», - сказал «Российской газете» пресс-секретарь АКОРТ Илья Власенко. Чтобы избежать негативных последствий для участников цепочек продаж, регулирование возможно рыночными способами, подчеркнул он.

Путь ваучеров?

Значительный процент россиян потерял работу или столкнулся с сокращением доходов, появятся (или уже появились) те, кому остро не хватает даже на еду. Респонденты Росбанка заметили ухудшение материального положения, их доля возросла с 35% до 42%, при этом с 9% до 15% выросла доля работников, у которых упал доход. Также Россия не отменила платежи по ЖКХ, а также налоги для бизнеса: эти статьи откладываются на время.
 
В этих реалиях кредитное рейтинговое агентство НКР предложило ввести в России цифровые продуктовые карточки (ваучеры) по примеру Китая. В агентстве считают разумным каждую неделю начислять людям баллы на особые банковские карты. Баллы можно использовать только в продуктовых магазинах, а круг товаров по ним следует ограничить самыми необходимыми (то есть, без деликатесов и спиртного). Поначалу ваучеры можно предоставлять всем россиянам, позднее определить круг особо нуждающихся, размышляют в НКР. 
 
Идею поддержал депутат Госдумы Олег Шеин. «Как это будет технически достигаться – через продуктовый набор, через баллы, которые потом магазинам будут возмещаться – любое решение будет принято народом с удовольствием. Сегодня у многих людей в буквальном смысле слова нечего есть. Как только будет принято принципиальное решение, отладить конкретную модель не составит труда», - сказал он НСН. Но пока, по его словам, принципиального решения мы не видим.