Звезды после дождя

Фестиваль стартовал в ненастье, но обещает и светлые минуты

XXII российский кинофестиваль «Кинотавр» начался в прошедший уик-энд в Сочи. «Труд» обратил внимание на то, что из 14 конкурсных картин половина дебютные.

Несмотря на то что прошло уже два конкурсных дня, явных фаворитов журналисты и кинокритики пока не выделяют. В этом смысле каждый конкурсный фильм является для жюри и зрителей в некоторой степени темной лошадкой.

«Я не уверен, что окажусь в ситуации, где мне придется мучительно выбирать между двумя шедеврами, — признался председатель жюри основного конкурса сценарист и режиссер Александр Миндадзе. — В такой ситуации я, наверное, занервничал бы. Но я хотел бы оказаться перед таким выбором. Хотя, как правило, приходится выбирать что то, что на голову выше всего остального. При этом я убежден, что на судьбу по-настоящему талантливой картины любое признание или непризнание не повлияет. Шедевр — он и есть шедевр».

Если наличие шедевров в программе прогнозировать никто не может, то сюрпризов ждут как минимум от нескольких картин. Во-первых, от картины Олега Фальнгольца «Безразличие», которую он начал снимать аж в начале 90-х годов прошлого века. Справедливости ради стоит отметить, что зрителю в данном случае любопытны не столько художественные достоинства фильма, сколько Федор Бондарчук 20-летней давности на экране. Во-вторых, наверняка неслабый огонь на себя примет фильм «Огни притона», снятый Александром Гордоном — известным провокатором и острословом по отношению к чужим работам. Ну и в-третьих, с интересом ждут показа дебютных работ от режиссеров, чьи фамилии известны благодаря именитым родственникам: в качестве режиссеров в конкурсе участвуют сын Михаила Швыдкого, брат Петра Буслова Константин и брат-близнец Александра Котта — Владимир.

Звездная дорожка, как это часто бывает, не обошлась без эксцессов. Прошедший накануне ливень превратил традиционную желто-синюю торжественную дорожку в нечто болотистое и скользкое. Многочисленные звезды (речь идет о женской половине) с трудом удерживали равновесие на не приспособленных для таких условий шпильках и старательно оберегали шлейфы роскошных вечерних туалетов.

На церемонии открытия президент «Кинотавра» Александр Роднянский и председатель попечительского совета кинофестиваля Федор Бондарчук вручили премию «За честь и достоинство» актеру, постановщику фильмов «Белорусский вокзал», «Осень», «Верой и правдой» Андрею Смирнову. Андрей Сергеевич вместо пафосных речей повеселил публику жизнеутверждающей актерской байкой: «Лет 30 назад я пришел домой со съемки.

А на следующий день мне надо было платить алименты, — вспомнил Смирнов, — и жена мне сказала: «У нас есть 25 рублей, больше нету». А платить надо было гораздо больше. Я ответил: «А поехали в Дом кино и пропьем их!» Мы поехали, сели, заказали 150 грамм, салат. Вдруг открылась дверь, и в ресторан заглянул замечательный режиссер — к сожалению, уже покойный — Виктор Титов. Увидел нас и попросил присесть за стол. У меня промелькнула мысль, что 150 грамм на двоих маловато, а больше денег нет. Я налил. Мы выпили, закусили. И тут Витька говорит: «Ребята, а вам деньги не нужны?» Мы говорим: «Вообще нет, а что?» «Да я сегодня потиражные за „Открытую книгу“ получил. Я же их пропью! А лучше дал бы вам взаймы…." С тех пор я четко усвоил, что наша кинематографическая тусовка — самая живая тусовка в мире!»