Комиссия против расизма и нетерпимости при Совете Европы (ЕКРН) обвинила Россию в невыполнении рекомендаций по борьбе с расовой дискриминацией. Претензии к нашей стране содержатся в докладе, опубликованном на официальном сайте Совета Европы в ночь на вторник, 7 июня.
Документ рассматривает положение дел с правами человека в РФ и оценивает шаги российских властей в этом направлении за последние три года.
В 2013 году комиссия рекомендовала России пересмотреть понимание экстремизма, упростить процесс получения гражданства и начать пропаганду толерантности. Список замечаний и советов составил 212 пунктов.
Толерантность напополам с патриотизмом
Одним из ключевых предложений 2013 года стала рекомендация создать общероссийские программы пропаганды толерантности. «Подобная программа могла бы включать региональные и национальные кампании, молодежные летние лагеря для развития личных контактов и другие мероприятия», – отметили европейские специалисты.
Сейчас, оценивая российские шаги в этом направлении, эксперты Европейского центра развития демократии (ECDD), данные которого использовались при подготовке доклада комиссии по борьбе с расовой дискриминацией, отметили, что только за 2015 год российские власти выделили более 50 грантов на проведение проектов по развитию межнациональных отношений – российского варианта толерантности. На государственные средства проводились многочисленные семинары, фестивали, организовывались молодежные лагеря.
Однако недовольство европейских экспертов вызвало то обстоятельство, что большинство этих мероприятий «формально посвященных налаживанию межнационального диалога и толерантности», а в действительности «акцентируются на патриотическом воспитании, поддержании традиций и религиозных темах». Особое раздражение вызвало продвижение «военизированной идеологии советских времен», в частности – создание движения школьников, которое «продвигает российскую систему ценностей и напоминает пионерские организации». По мнению западных исследователей, российская молодежная политика включает отдельные элементы толерантности, однако «общероссийского проекта против дискриминации как не было, так и нет».
Опираясь на эти наблюдения, ЕКРН заключила, что считает рекомендации 2013 года невыполненными.
Инакомыслие – не экстремизм
Еще более серьезными оказались претензии к России по поводу использования обвинений в «экстремизме». В 2013 году европейцы посоветовали Москве уточнить расплывчатое определение «экстремизма», и относить к нему только «серьезные случаи, связанные с ненавистью и насилием». По мнению комиссии, обвинения по статье 282 УК РФ («возбуждение вражды и ненависти») используются российскими властям не столько для борьбы с радикалами, сколько для подавления оппозиционных организаций, и даже для давления на правозащитников.
«ЕКРН обеспокоена тем, что имеется не только широкое поле для злоупотреблений, и тем, что закон используется широко и иногда по вопросам, которые не должны относиться к сфере его деятельности», – говорилось в докладе трехлетней давности.
За прошедшие годы, как утверждают на Западе, ситуация не улучшилась. Наоборот: число россиян, осужденных по «экстремистским» делам, неуклонно растет: в 2013-м таких насчитывалось 185 человек, в 2014-м – 267, а в 2015-м стало уже 554, отмечают обозреватели.
Не лучше обстоит дело и со свободой печатного слова, уверены европейцы. В последнем докладе отмечается, что Госдума в ноябре прошлого года законодательно запретила проверять на экстремизм священные тексты и книги четырех мировых религий. Однако при этом без аналогичной защиты остались все нетрадиционные конфессии. В настоящее время, отмечает ЕКРН, список запрещенных текстов в РФ превышает 3 тысячи наименований.
Особо подчеркивается, что в последние годы российские власти стали привлекать граждан к ответственности за публикации и репосты в соцсетях. При этом в приговорах судов фигурируют распоряжения о реальном лишении свободы.
Беженцам тут не рады
Также ЕКРН пришла к выводу, что Россия ничего не делает для улучшения положения беженцев. В 2013 году комиссия советовала Москве упростить получение гражданства и регистрации по месту пребывания для лиц без гражданства. Никаких законодательных изменений в этой области не принималось с 2007 года.
Обозреватели отметили, что в 2015 году члены «Справедливой России» предложили принять закон, облегчающий получение российского гражданства гражданами Украины. Однако в ноябре эта инициатива была отвергнута Госдумой. Еврокомиссия отмечает, что до сих пор не решена проблема лиц, оставшихся без гражданства при развале Советского Союза: российские власти не только не оказывают этим людям помощи, но и привлекают их к административной ответственности. «Нелегалов поневоле» могут помещать в спецучреждения, где они проводят до двух лет в ожидании депортации.
«ЕКРН обеспокоена, что действующий закон фактически лишает лиц без гражданства возможности не нарушать миграционный порядок», – отмечено в тексте доклада.
По какому праву критикуют?
Замечания ЕКРН носят рекомендательный характер и не влекут никаких юридических последствий. Комиссия существует с 1993 года и готовит отчеты для стран-членов Совета Европы. Россия присоединилась к этой международной структуре в 1996 году; позже Москва ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека, в результате чего стала участником правозащитного процесса.