Почему наши дети такие нервные?

По словам специалистов, развитие нервно-психических расстройств у детей обрело в нашей стране нешуточные масштабы

То и дело слышу и читаю про удивительные диагнозы школьников: расстройство личности, психопатия, невроз... Это что, отдельные случаи из ряда вон или тревожное явление? Как уверяют специалисты, развитие нервно-психических расстройств у детей, в первую очередь у старшеклассников, обрело в нашей стране нешуточные масштабы.

— Это серьезный фактор не только сегодняшнего дня, — подчеркнула в эксклюзивном интервью «Труду» авторитетный специалист в области здоровья детей, доктор медицинских наук, сотрудник РНИМУ имени Н.И. Пирогова, эксперт Российской академии наук профессор Наталья СКОБЛИНА. — Давно известно: внутренний мир человека формируется в раннем детстве, затем — в школьные и студенческие годы. Так вот, для прочности закладываемого фундамента особое значение имеет устойчивость нервной системы, психики. Функциональные нервно-психические нарушения считаются обратимыми, если им своевременно уделить внимание. Но когда идет широкое распространение нервно-психических нарушений, это плохой знак, черная метка обществу, предупреждающая о проблемах, способных омрачить жизнь молодых людей сегодня и аукнуться в будущем.

Вот результаты исследования, проведенного в прошлом году Национальным медицинским исследовательским центром здоровья детей. Для изучения психических особенностей подростков были выбраны две общеобразовательные школы и два колледжа в Москве и Чебоксарах. Проводились клинические обследования, соцопросы, психометрические тесты — всего было использовано свыше 15 тысяч показателей анкет, опросников и диагностических признаков. А затем ученые проанализировали, как изменилось психическое здоровье подростков в возрасте 15-17 лет за последние полтора десятилетия. Полученные данные шокируют. Неврозы были зафиксированы у каждого пятого-шестого старшеклассника в общеобразовательных школах, а в 2003-м — лишь у каждого 64-го. Колоссальный разрыв!

Что же касается синдрома психопатии, то и этот диагноз в старших классах сегодня встречается в шесть раз чаще (в расчете на 100 учащихся), чем в 2003-м. В колледжах распространенность пограничной психической патологии увеличилась с 55 до 82%. В целом же, как показало исследование, 67% подростков имеют различные формы психических нарушений. Это еще не болезнь, а, как говорят медики, «предболезненное состояние», вполне обратимое. Но тем не менее ситуация тревожная. Так что же повлияло на столь заметное ухудшение психического здоровья нынешней молодежи?

— Причин много, — считает Наталья Скоблина. — Сумасшедший ритм жизни, непомерные нагрузки, социальные и информационные негативные факторы, проблемные семейные отношения, пагубные привычки, компьютерная зависимость... Вот, например, чем отличаются здоровые подростки от сверстников с пограничной психической патологией. Первые занимаются спортом по часу в день не менее трех раз в неделю, у них нормальный ночной сон (6-8 часов), недолго используют электронные устройства, на домашние задания и различные кружки и секции тратят менее трех часов в день. А вторые спят менее 6 часов, долго делают домашние задания, нерегулярно питаются, мало уделяют времени спорту, зато свыше 6 часов ежедневно проводят в контакте с электронными устройствами, зависают в интернете... В результате психика, нервная система не выдерживают.

Это ярко проявляется и у студентов колледжей. Среди учащихся с эмоциональными расстройствами и расстройствами поведения были выявлены при анализе особенностей характера истероидные типы, шизоидные и психастенические (высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, сомнениям). Избыточные нервные и психические нагрузки требуют демпфера. Для одних это спорт, а для других — алкоголь и наркотики. Распространенность хронического алкоголизма I стадии составила у студентов колледжей почти 3%. Индивидуальная психическая зависимость от спиртного оценивается в 10%, групповая зависимость — в 23%. А эпизодически употребляют алкоголь треть студентов колледжей. Печальная картина... По данным других, более широких исследований, проведенных в начале 2010-х, каждый четвертый учащийся 15-16 лет принимал наркотики.

Особое значение для психического здоровья ребенка имеют, по словам моей собеседницы, семейная атмосфера, доверительные отношения с родителями, непоказная заинтересованность взрослых во всем, что волнует детей, в их увлечениях, радостях, заботах и проблемах.

— Если этого нет, — замечает Скоблина, — ребенок получает душевную травму, отдаляется от домашних. Доходит порой до крайностей, о чем свидетельствует судебная практика. Недавно специалисты изучили 70 уголовных дел, возбужденных из-за неисполнения родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. У 61 ребенка из этого списка не было нормальных жилищных условий, в ряде случаев не имелось даже своего спального места, не говоря уже о письменном столе и шкафчике для одежды. Когда дети заболевали, горе-родители даже врача не вызывали, мол, выздоровеет сам. Невозможно читать спокойно материалы дела. Это, конечно, экстремальные ситуации. Но сколько холода и равнодушия встречается и в, казалось бы, нормальных семьях. Нет времени на детей — бегом на работу, по делам. Отмахиваются от подростков — потом, потом. А потом бывает поздно...

Психологическое неблагополучие — это не шутки. Одно из следствий — появление у молодежи новых форм рискового поведения: руфинг, экстремальное селфи, джампинг. Многие подростки попадают в замкнутый круг тревог и депрессии. И вот она, горькая реальность: Россия занимает одно из ведущих мест в Европе по числу детских и подростковых суицидов, по росту криминальных, деструктивных и аутоагрессивных форм поведения.