Молодые выбирают Человека-паука

Опрос «Киногерои поколений» выявил, как часто наши зрители смотрят кино, какие фильмы считают культовыми и каких героев хотят видеть на экране

Медиахолдинг «Цифровое телевидение» и Институт современных медиа провели всероссийский опрос «Киногерои поколений», который выявил, как часто наши зрители смотрят кино, какие фильмы считают культовыми и каких героев хотят видеть на экране. Социологи исследовали отношение к выбору фильмов и героям кино у поколения X (рожденные с 1963-го по 1982-й), поколения Y (с 1983-го по 1997-й) и поколения Z (с 1998-го по 2009-й).

По результатам исследования выяснилось, что чаще всего участники опроса смотрят фильмы по телевизору, половина из них — каждый или почти каждый день, 31% — онлайн. В кинотеатры наши зрители ходят в лучшем случае раз в месяц, а 23% участников опроса давно забыли туда дорогу. Чем старше зрители, тем чаще они смотрят кино по ТВ и тем реже — в кинотеатрах. С молодежью все обстоит наоборот.

Самые значимые факторы, на которые обращают внимание зрители, решая, смотреть тот или иной фильм, — сюжет, история и жанр. Имеют значение личность главного героя, исполнитель главной роли и (в меньшей степени) имя режиссера. Поколения Y и Z больше ценят юмор и иронию в фильмах, им менее важны мораль и наличие в произведении серьезной мысли. Популярные актеры, а также хеппи-энд в большей степени важны для зрителей старших поколений.

Участников исследования просили самостоятельно указать топ-3 фильма, сериала и героя, которых они считают знаковыми, культовыми для своего поколения. Опрос был открытым, то есть респонденты отвечали без подсказок. Наиболее часто повторяющиеся ответы были подсчитаны, на их основе получился рейтинг узнаваемости топ-10 фильмов у каждого из поколений. По той же методике были составлены топ-10 культовых актеров и киноперсонажей. Совпадений во вкусах поколений в итоге оказалось куда меньше, чем различий.

Так, если представители поколения 60-летних в числе значимых для себя фильмов называли картины Владимира Меньшова («Москва слезам не верит», «Любовь и голуби»), Эльдара Рязанова («Ирония судьбы», «Служебный роман»), Леонида Гайдая («Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию») и другие советские хиты, то у поколения Z в почете оказались преимущественно американские блокбастеры: «Гарри Поттер», «Форсаж», «Мстители», «Властелин колец», «Бойцовский клуб», «Титаник», «Зеленая миля», «Аватар»...

Единственными фильмами, которые попали в топ-10 среди всех трех поколений, оказались «Брат» и «Брат-2» Алексея Балабанова, вышедшие на экраны в 1997 и 2000 годах. Ни один из новых российских фильмов, снятых в ХХI веке, в топ-10 ни в одной из возрастных групп не попал. И здесь есть о чем задуматься чиновникам из Минкультуры и распорядителям Фонда кино, ежегодно тратящих миллиарды рублей на создание новых и все более дорогостоящих фильмов, которые в большинстве своем проваливаются в прокате. А если и окупаются, как «Холоп» и «Чебурашка», то не оседают у зрителей в душе и памяти.

Среди культовых героев представители старшего поколения ожидаемо назвали Штирлица, Глеба Жеглова и Володю Шарапова, Павку Корчагина, неунывающего Шурика из комедий Гайдая, хотя неожиданно попали в их список иноземные Терминатор и Рэмбо. У представителей младших поколений в кумирах оказались Человек-паук, Гарри Поттер, Джокер, Джон Уик, Бэтмен, Железный Человек — сплошь персонажи голливудских боевиков. Среди общих героев всех трех поколений в топ-10 оказались Данила Багров и Саша Белый — персонажи дилогии «Брат» и популярного в свое время сериала «Бригада».

Вроде можно было бы порадоваться тому, что наши родные киноперсонажи объединяют поколения, если, конечно, не обращать внимания на то обстоятельство, что Данила Багров и Саша Белый — герои криминального мира, прошедшие школу насилия, приверженные кулачному праву. В системе нравственных координат они скорее антигерои, а не примеры для обожания и подражания. И воспринимать их как культовых персонажей — это заблуждение нашей массовой публики, которое, как мне кажется, требует серьезного социального анализа.