Глас вопиющего в пустыне

Почему царь Ирод боялся Иоанна Крестителя

В пятницу, 7 июля, православные отмечают поистине уникальный праздник. Только три торжества в церковном году посвящены дням рождения: Рождество Христово 7 января, Рождество Богородицы 21 сентября и вот нынче — Рождество пророка Иоанна Предтечи. О котором Господь сказал: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». С истории его рождения начинается повествование трех Евангелий, о нем не раз упоминал Христос, да и в иконостасе любого храма Предтеча — в главном ряду, справа от Иисуса. За что же такой почет? Что необычного было в служении пророка Иоанна?

Да, собственно, необычным было все. Причем чудеса начались еще до рождения Иоанна. Его родители, священник Захария (тот самый, кто когда-то ввел в Иерусалимский храм трехлетнюю Марию, будущую мать Христа) и Елисавета дожили до преклонных лет, не имея детей. В те времена это являлось плохим знаком: значит, у пары есть страшные грехи, раз Бог лишил их своего благословения. Дети считались наградой за праведную жизнь: народ, как всегда, ждал кого-то, кто его спасет, Мессию, который вернет в мир справедливость и избавит Иудею от произвола римлян и гнета династии Ирода. И с каждым мальчиком рождалась надежда на Спасителя, а с девочкой — что она станет матерью Мессии. Бездетных же супругов презирали. Так было когда-то с родителями Богородицы Иоакимом и Анной, пока Господь не отозвался на их молитвы. Упрекали в бесплодии и Елисавету — кстати, двоюродную сестру Анны.

Но вот однажды, когда Захария, которому выпал почетный жребий кадить в святилище Храма, возжигал там ладан, ему явился архангел Гавриил и возвестил о скором рождении сына, говоря: «И многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом». Но Захария не поверил: как такое возможно, ведь они с женой уже не молоды. И за это неверие на него снизо-шла немота до самого рождения ребенка.

Фото из открытых источников

А вот Елисавета ни на миг не усомнилась. Но о беременности она целых полгода молчала, пока к ней не пришла Мария, узнавшая о радостном событии в семье Захарии все от того же Гавриила. Марии и самой, после посещения архангела, было что рассказать родственнице. Но Елисавета, у которой при появлении гостьи «взыграл младенец во чреве», исполнилась Святого Духа, и ей открылось, кто перед ней: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» По Евангелию, Мария погостила у них три месяца и вернулась домой еще до рождения их сына. Но в европейской живописи иногда изоб-ражают новорожденного Иоанна на руках у Девы Марии — как на этой картине Рогира ван дер Вейдена «Наречение Иоанна Крестителя» (XV век) (на фото выше). Захария пишет на табличке имя сына, а на заднем плане лежит Елисавета. Сразу после наречения к священнику вернулся дар речи, и он поведал, что произошло тогда в Храме. И какая необычная судьба предстоит его сыну: стать пророком и приготовить путь Спасителю:

Дальше история обрывается. В Евангелии о детских и юношеских годах Иоанна сказано коротко: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю». Но мы знаем: когда через полгода в Вифлееме родился Иисус, царь Ирод, испугавшись старинного пророчества, велел убить в окрестностях Иерусалима всех младенцев младше двух лет. Угроза нависла и над Иоанном: в народе еще не стихла молва о чудо-ребенке, сыне священника. Узнали об этом и соглядатаи Ирода — доносы были популярны и тогда. В Храм к Захарии пришли воины царя и, не добившись от него, где младенец, убили прямо в святилище. А Елисавета с ребенком успели скрыться в пустыне. Одни говорят, что она прожила там 40 дней, другие — семь лет. Но как же мальчик выжил в суровой Иудейской пустыне?

Ответ на этот вопрос можно найти, например, в книге Иосифа Флавия «Иудейские древности». Иоанна воспитывали и заботились о нем ангелы (на фото внизу — картинка из Елисаветградского Евангелия XVI века, где приводится это предание). Правда, историк пояснил, что речь, скорее всего, о жившей в пустыне ветхозаветной иудейской общине ессеев, которые обходились самым малым, много работали, много молились — своего рода монахи до монашества. Они предпочитали белые одежды, что делало их похожими на ангелов. И охотно брали на воспитание осиротевших детей, сами предпочитая безбрачие.

Фото из открытых источников

Возможно, именно от ессеев Иоанн перенял стремление к аскетизму. В Евангелии есть описание, как он жил и питался, когда вырос и стал отшельником в пустыне: «Носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих и ел акриды (вид саранчи. — „Труд“) и дикий мед». От них же, ессеев, и знание Ветхого Завета, в том числе и пророка Исайи, чья книга считалась Апокалипсисом ветхозаветной церкви.

Когда Иоанну исполнилось 30 лет, Господь призвал его на служение (кстати, и Иисус вышел на проповедь в этом возрасте: так было принято у иудеев). «В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему... Тогда Иерусалим, и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои».

Но случалось, что к Иоанну Крестителю приходили те, кто считал, что ему не в чем каяться, а то и гордился перед другими своей якобы безгрешностью. Такие мнимые праведники встречаются во все времена, а в I веке ими бывали книжники-фарисеи и церковная знать, саддукеи. Пророк гневно их обличал, призывая сотворить достойный плод покаяния, ибо «уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (на фото в начале статьи — книжная миниатюра, Ватикан, Х век).

Эти речи, резкие, правдивые, без боязни обличающие беззаконие и пороки власть имущих, очень отличались от того, что говорили «официальные» духовные вожди. Особенно проповедь о приближении долгожданного Мессии. По словам все того же Иосифа Флавия, «власть Иоанна над иудеями становилась столь велика, что они готовы были сделать все, что он скажет. И даже сам царь опасался влияния великого учителя». И когда выдалась возможность, Ирод под благовидным предлогом расправился с пророком: история с усекновением главы Иоанна Предтечи известна, пожалуй, не меньше, чем завершающее событие его служения — Крещение Спасителя (оно — на картине Иванова «Явление Христа народу»).

Фото из открытых источников

Христос пришел на берег Иордана, где Иоанн Предтеча крестил тех, кто покаялся. Человек заходил в воду по шею и, исповедав пророку очередной грех, окунался с головой, символически смывая его: Иоанново крещение — это крещение в покаянии. Увидев Христа, Иоанн сказал: это мне надобно креститься от тебя, а не наоборот. Но услышав, что им надлежит «исполнить всякую правду» (то есть ветхозаветный закон), повиновался и крес-тил Иисуса. И когда Тот выходил из воды, «тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Об этом важнейшем событии упоминают все евангелисты, ведь отныне на смену крещению водой приходит крещение Святым духом — таинство соединения со Христом, хорошо знакомое каждому христианину.

И еще одна деталь — про разверзшиеся небеса. Давным-давно, после грехопадения Адама, небеса для человека закрылись наглухо. И вот теперь, с Богоявлением Христа (еще одно название Крещения Спасителя), они снова растворились, разверзлись, и доступ к Богу оказался открыт. Вслед за Спасителем по этому крестному пути прошли многие христиане — апостолы, мученики, монахи, юродивые, праведники. Все они в той или иной мере подражали Спасителю. Но наиболее полно это сделал Иоанн, ставший последним пророком Ветхого Завета и первым служителем Нового, предуготовившим путь Христу. За что он и называется Предтеча и является самым почитаемым праведником после Пречистой Богородицы.

Святый Пророче, Предтече и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас!