"Простите кредиты, выгоните французов и увольте начальство"

Рабочие "АвтоВАЗа" провели вчера митинг. Протестующие требовали национализации предприятия, а также проверки управленцев, которые поощряют на заводе кумовство. Были и странные требования - дать возможность уволенным работникам не платить по взятым кредитам на весь период безработицы.

Вчера в 11 утра напротив дома культуры и техники "АвтоВАЗа" в Тольятти начали собираться первые протестующие. Поначалу их было немного - около 300 из 500 запланированных. К концу митинга их стало значительно больше - 3000, по данным организатора митинга независимого профсоюза завода "Единство". По данным информагентств, протестующих было чуть меньше - 2000 человек. Автогигант остановил конвейеры с 1 августа на месяц. А с 1 сентября планируется ввести неполную рабочую неделю.

На митинге были не только рабочие, но и простые жители города: в 700-тысячном Тольятти с заводом так или иначе связан каждый горожанин. Мероприятие прошло спокойно, рассказывает глава "Единства" Петр Золотарев. Не было ни оцепления, ни стычек с милицией - она стояла в 50 метрах от протестующих.

В конце мероприятия они сформулировали 12 требований, которые намерены передать в виде резолюции президенту и правительству. Главное из них - полная национализация "АвтоВАЗа". Выполнения всех требований в профсоюзе намерены ждать до октября. Кроме национализации, протестующие требовали полной информации о деятельности предприятия, а также проверки всех менеджеров завода. "Многие руководители закупали детали через посредников - своих родственников или друзей", - озвучивает подозрения Петр Золотарев. Пресс-служба завода не сумела вовремя прокомментировать обвинения профсоюза.

Остальные требования оказались популистскими. Например, рабочие требовали возвращения льгот: до кризиса автогигант оплачивал рабочим 60% стоимости обеда и частично компенсировал проезд. Один из пунктов резолюции требует поддержать работников завода, взявших кредиты, но попавших под сокращение. По замыслу проф-союза им должно помочь не предприятие, а государство - выделить деньги на погашение долгов. Сколько в Тольятти таких людей, в профсоюзе толком не знают. "Когда мы зачитали этот пункт, раздались аплодисменты", - доволен Петр Золотарев.

Те, кто на митинг не пошел, не верят в его пользу. "Я не ходил. Там одна говорильня", - объясняет бригадир слесарей-ремонтников Виктор.

Верните завод государству

Сейчас 25% завода принадлежит госкорпорации "Ростехнологии", еще по столько же - компаниям "Тройка Диалог" и Renault. По сути, главное требование участников митинга - изгнать французскую компанию с завода. "Мы не знаем, какие у этих людей интересы на нашем предприятии. Ничего передового они нам не принесут", - объяснил отношение работников к Renault Петр Золотарев.

Французский автопроизводитель купил долю в "АвтоВАЗе" в феврале прошлого года. Планы были самые радужные - планировалось, что уже в этом году завод представит новый автомобиль на базе Renault Logan, а к 2012 году ожидалось, что завод увеличит увеличит производство почти в два раза - до 1,2 млн. машин в год.

Не доверяют в профсоюзе и российским владельцам завода. 25 млрд. рублей прямой помощи, которые правительство в мае выделило автогиганту, сначала прошли через "Ростехнологии", поясняет Петр Золотарев. "А если предприятие национализируют, то все будет прозрачно: государство выделило - государство получило", - заключает он.

Национализация завода ничего не даст ни работникам, ни заводу. "Государство и без того имеет большое влияние на политику компании, - объясняет главный экономист "Финам Менеджмент" Александр Осин. - К тому же госкомпании развиваются медленнее частного капитала". Единственное, чем государство хорошо как собственник, - стабильность. В кризис, считает Осин, частно-государственное партнерство, которое сложилось на "АвтоВАЗе", - оптимальный вариант.

АвтоВАЗ

44% падение продаж на предприятии в январе-июле 2009 года

115 млрд. рублей получила компания от государства в виде прямой помощи и кредитов

44 млрд. рублей составляет долг компании

17 тыс. рублей составляла средняя зарплата на заводе в марте этого года

Источник: открытые данные, "АвтоВАЗ"

Опыт

Протест по-корейски

Вчера 400 полицейских и спецназовцев штурмовали завод корейского автопроизводителя SsangYong Motor. С середины мая он находился в руках 600 рабочих. 3 августа представитель завода пригрозил им по местному ТВ полной ликвидацией предприятия. 120 бастующих испугались и покинули здание. Остальные предпочли обороняться. Пострадали 50 человек. На захват рабочих сподвигли планы руководства уволить 36% сотрудников, или 2,6 тысячи человек.