Регионы против: эксперты рассказали о перспективах отмены транспортного налога для отечественных авто

Инициатива ЛДПР выгодна простым гражданам, а местным чиновникам придётся туго из-за дыр в бюджетах

Транспортный налог на российские автомобили следует отменить, считает депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов. Письмо об этом народный избранник направил главе Минфина Антону Силуанову. Как говорится в послании, большинство автомобилей в РФ отечественные, их объём двигателя невелик. «Такие автомобили приобретают граждане с невысоким уровнем благосостояния, поэтому целесообразно было бы отменить транспортный налог на территории РФ на автомобили отечественных марок», - пишет Власов (цит. по РИА Новости).

По мнению парламентария, отмена налога частично поддержит граждан и станет существенным подспорьем для отечественного автопрома. Сейчас транспортный налог исчисляется на основе сведений о мощности автомобиля, но Налоговый кодекс разрешает регионам обнулять ставку для ТС с мощностью до 150 л.с. Впрочем, воспользовалась таким правом одна Оренбургская область: здесь можно избежать налога, если двигатель не мощнее 100 «лошадей». А в Москве и Подмосковье от сбора избавлены хозяева электрокаров. 
Оценки Власова о распространённости отечественной техники близки к правде. По сведениям аналитиков «Автостата», доля российских авто в стране составляет 39%. 
 
Мнения экспертов отрасли по поводу депутатской инициативы разделились. Неожиданной и оправданной назвал её доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г.В. Плеханова Равиль Ахмадеев. Отмена налога насущна в реалиях падения нефтяных цен и спроса на углеводороды, а также в условиях влияния COVID-19 на ключевые отрасли экономики. При импорте иномарок россиянин кроме транспортного налога платит утилизационный сбор. «К отмене действующего транспортного налога нужно подойти максимально взвешенно, чтобы, с одной стороны, не возникло ценовое неравновесие по отношению к ввозимым импортным транспортным средствам. С другой стороны, отмена транспортного налога с одновременным увеличением на сумму уплачиваемого акциза на бензин и дизельное топливо является более справедливым и менее затратным с позиции налогового администрирования», - сказал Ахмадеев «Прайм».
 
Предложение здравое, его поддержат водители и неравнодушные депутаты, полагает директор национального общественного центра безопасности движения (НОЦБД) Сергей Канаев. Владельцы российской технике в своей массе не самый обеспеченный слой граждан, добавил он.
«Если говорить в целом о транспортном налоге, то он в принципе должен быть отменён для всех, поскольку автовладельцы и так платят акцизы за топливо», - сказал «Известиям» руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Максим Едрышов.
 

Силуанов не позволит

При всех плюсах идеи депутата Власова, воплотить её в жизнь едва ли будет возможно. «У нас принята национальная программа «Безопасные и качественные дороги», а дорожные фонды в местных бюджетах пополняются из нескольких источников, в том числе из сумм, которые поступают от транспортного налога», - сказал Nation News главный редактор издания «За рулем» Максим Кадаков. 

Удобнее и справедливее привязать налог к топливу: сколько ездишь, столько и платишь, сказал аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачёв. Исходя из этих соображений, в 2011 году резко выросли ставки акцизов на моторное топливо. А налог остался: «Минфин у нас работает как клапан в одну сторону», - посетовал эксперт в разговоре с ИА Regnum. И повторить финт с ростом акцизов взамен обнуления налога не получится: сейчас акцизы достигают до 20% от розничной цены топлива на заправке, говорит Калачёв.
 
«Налог есть налог. Он не должен привязываться к месту производства автомобиля. Почему люди, которые покупают более качественные машины, иномарки, должны платить больше?», - задаётся вопросом председатель Общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России» Виктор Похмелкин в беседе с Pravda.ru. Во-вторых, автопром уже не поднять, уверен он. Остаётся локализованная сборка иномарок на территории России: «наши» иномарки будут дешевле тех, что делали за рубежом. Надо позволить автоконцернам открывать в РФ свои производства: потребители получат более бюджетную технику и откроются тысячи рабочих мест. С точки зрения Похмелкина, транспортный налог всё же должен входить в стоимость горючего.
 
«Правительство считает, что если наши граждане платят налоги на акцизы на топливо, и ещё много других, то отменять транспортный налог не нужно. В ближайшие время от этого точно никто не откажется», - подчеркнул «Политике Сегодня» зампред комитета ГД по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. ЛДПР лишь добивается упоминаний в СМИ, убеждён парламентарий.