ЕЛЕНА ХАНГА - "ТЕМНАЯ ЛОШАДКА" РОССИЙСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Жизнь Елены Ханги полна таких удивительных событий, что порой кажется - перед тобой ожившая героиня приключенческого романа. Она успела многое: была корреспондентом "Московских новостей", первой из российских журналистов стала работать в американских СМИ, потом был ее телепроект "Про Это", сейчас ведет в прямом эфире ежедневное ток-шоу "Принцип домино", выпустила в Америке книгу "Душа в душу". А недавно вышла ее вторая книга - "Про все". Снимается в кино в роли простой русской бабы, в скором времени собирается исполнить сольную партию в спектакле театра "Геликон-опера". Год назад состоялась ее свадьба в Лос-Анджелесе, и родилась дочка Анна-Елизавета, которой скоро исполнится годик.Она влюблена в мужа Игоря и мечтает только об одном, чтобы это необыкновенное состояние невесомости длилось как можно дольше.

- Лена, правда, что вы родились 1 Мая, в праздник мира и труда на Красной площади?
- Да, 1 Мая 1962 года в Москве, папу Абдуллу, занимавшего в то время пост премьер-министра Занзибара, пригласили постоять на мавзолее, посмотреть парад вместе с супругой. Мою мать так поразило величие происходящего, что у нее начались схватки. А так как я выросла в Москве, этот лозунг "Мир, труд, май!" всегда напоминал мне о моем рождении.
- Значит, вы - коренная москвичка?
- Да, жила с мамой в Черемушках, выросла на русской литературе, русской культуре. Мой чернокожий дедушка приехал в 30-е годы строить в СССР социализм, и в этом я не вижу ничего странного. Он верил в бесплатное образование и не хотел жить в стране расизма, так как был женат на белой. Он свято верил в идеалы, но эксперимент не удался.
А у меня судьба складывалась отлично. После факультета журналистики МГУ я поступила работать в издательство "Московские новости" и стала первой русской журналисткой, которую пригласили работать в Америку. Английский я знала, как русский. Когда вам целый год предлагают работать в Америке, а потом еще и книгу написать, и вести факультативные занятия в Гарвардском университете... Кто же будет столько лет держать твое место? А потом в Америке - все мои родственники, а в Москве - никого. Отец трагически погиб во время военного переворота в Танзании, когда мне было три года. В наследство он мне оставил самое дорогое: сочинения Маркса, Энгельса, Ленина.
Как только американские журналисты узнавали, что рядом с ними работает черная русская коллега, я незамедлительно ставилась центром внимания. Особенно я "засветилась" в декабре 1987 года во время первого визита Горбачева в США. Все ждали сообщения о подписании соглашения по контролю над стратегическими вооружениями. Американский журналист задал риторический вопрос: "Ну почему русские не могут уступить?" На что у меня вырвалось: "А почему, мы, русские, должны уступать?" У американца округлились глаза: "Вы же американка, не так ли?" "К сожалению, должна вас разочаровать, ответила я, абсолютно русская". Так что все сложилось само собой, я собрала свои вещи и уехала. Для меня Москва - мать, которая дала мне все: душу, образ, веру в себя, образование, а Америка для меня - возлюбленный со скверным характером. Но там мои корни.
- В Америке вышла ваша первая книга "Душа в душу". О чем она?
- Это история черной русско-американской семьи, где я описала историю всего нашего клана с 1865 по 1992 год. По сути, эта книга - о пути моей черной души к русской душе. Поиски прошлого приводили меня в Ташкент и Танзанию, в Лондон и Лос-Анджелес, в Чикаго и на хлопковые поля Миссисипи. Я искала прошлое, которое живет не только во мне, но и двух великих странах, неразрывно связанных в моем сердце. Работая пять лет над книгой, я поняла главное: каждый человек имеет право на собственное мнение и собственную жизнь. Никто не должен стать судьей другому человеку потому, что тот живет так, как хочется ему самому, а не так, как представляется правильным окружающим. А потом Россия вновь ворвалась в мою судьбу...
- Вы имеете в виду телепроект "Про Это"?
- Леонид Парфенов звонил мне в Америку в течение полугода, но я это предложение всерьез не принимала. И тогда он приехал сам. Мне иногда кажется, что моя жизнь напоминает сюжет голливудского романа. У меня всегда была отличная работа, карта моей судьбы так ложилась, что мне всегда по жизни везло. И вот на Рождество в моей американской квартире появляется шикарный Парфенов в белом пальто. Решение надо было принять за один день. Мой друг Анна Дмитриева мне тогда сказала: "Лена, пошлых тем не бывает, бывает пошлое исполнение". Это был еще один неожиданный поворот в моей судьбе...
- Лена, вы вышли в эфир в новом ток-шоу "Принцип домино" спустя месяц после рождения дочери?
- Совершенно верно. Кстати, 11 сентября, на восьмом месяце беременности, я была в Нью-Йорке и видела с балкона гигантское облако дыма. Началась паника, может, это и ускорило роды. В момент, когда я рожала, мне по мобильному звонил из Москвы генеральный продюсер НТВ Шумаков и спрашивал, когда я смогу приступить к работе. Я ответила, что сейчас не могу говорить, так как рожаю. А он: "Ну вот как родите, перезвоните". Они, видимо, там решили, что я шучу. Через 15 минут я перезвонила и сообщила, что родила. А через месяц, покинув Америку, я стала соведущей программы "Принцип домино". Этот "принцип" хорошо разъясняет заставка передачи: падает одна костяшка, увлекая за собой остальные. Смысл в том, что в жизни все взаимосвязано.
- Лена, меня не поймут, если я не спрошу о муже...
- Мой муж Игорь - русский, москвич, неисправимый патриот и перебираться в далекий для него Нью-Йорк категорически отказался. Я как послушная жена сразу согласилась. Мы знаем друг друга 17 лет, просто 15 из них не виделись. Но когда встретились, тогда и узнали друг друга по-настоящему. Я столько лет была независимой, что устала. Он не обещал мне Луну достать, не обещал остановить бег Вселенной. Только сказал: "Я смогу тебя защитить!" И это были именно те слова. Дочка - его копия - со светлой кожей и прямыми темными волосами.
- В вашей гостиной стоит белый рояль. Я знаю, что у вас прекрасный голос, а дочку приобщаете?
- На фортепьяно мы с дочкой с удовольствием долбим. Сама к инструменту присаживаюсь, когда дома никого нет, - люблю русские старинные романсы. Мой супруг замечательно играет, а как поет моя свекровь!.. Сейчас вот колыбельные пытаюсь освоить, мне-то их в детстве почти не пели. Мы постоянно раз в месяц музыкантов приглашаем, проводим джазовые вечера. Вечера романса. У нас даже один известный музыкант американский в доме выступал, когда был на гастролях в Москве.
- Лена, что вы думали о том, что будете делать, если в один прекрасный день поймете, что достигли всего?
- Теперь смысл моей жизни лежит передо мной и в люльке качается. И все, что есть в этой жизни, преломляется в свете ее величества Анны-Елизаветы. После того как ей сделают все прививки, мы будем ее повсюду брать с собой, а то сейчас она недовольна, когда кто-то поблизости веселится без нее.