Вывезти мусор, продать землю

Для чего нужны муниципальные власти

Основная задача органов местного самоуправления — удовлетворение нужд граждан. В их задачи входит выделение жилья малоимущим, ремонт дорог, обеспечение культурного отдыха населения. Однако все чаще представители самоуправления смотрят не на интересы жителей, а на потребности партийных начальников. Либо, получив власть, используют её для нужд собственного бизнеса.

Согласно законодательству местные власти должны обеспечивать малоимущих граждан жильем, связью, прокладывать и ремонтировать трубопроводы, следить за дорогами, памятниками, контролировать вывоз мусора и решать другие подобные вопросы.

Кроме того, на плечи глав муниципалитетов и местных депутатов ложится устройст-во досуга населения: организация праздников (День города, Масленица, Проводы русской зимы и т. п.), обеспечение сохранности домов творчества и библиотек. На все это требуются деньги, которые берутся из местного бюджета.

Сначала деньги, потом люди

«Самое главное, чего хотят граждане от муниципальных властей, — нормальный контроль за средствами, то есть правильное распределение бюджета», — говорит «Труду» исполнительный директор ассоциации «Голос» Лилия Шибанова.

Частично бюджет формируется из местных налоговых поступлений, остальное муниципальная казна получает из регионального и федерального бюджетов. В основном это расходы, которые касаются социальных обязательств государства. «Если денег не хватает, муниципальные власти запрашивают дополнительные дотации», — говорит «Труду» руководитель дирекции программ мониторинга избирательных кампаний Независимого института выборов Аркадий Любарев.

По словам Шибановой, местные власти далеко не всегда пекутся об интересах жителей. «В Московском регионе депутаты и главы в основном заняты распределением земли, — утверждает директор „Голоса“. — Там крутятся огромные деньги, и об интересах граждан они думают в последнюю очередь».

В селах основная задача местной власти — проведение газа и обеспечение жителей топливом: дровами и углем. «В таких районах, как правило, бюджет небольшой, и власти редко могут чем-то поживиться», — говорит Шибанова.

Очень часто муниципальные власти тесно сплетены с малым и средним бизнесом. «Кто в основном участвует в предвыборной гонке? Представители строительного и торгового бизнеса», — отмечает руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев. По его словам, во власть такие люди стремятся для того, чтобы обеспечить нормальное существование своего бизнеса. Они хотят влиять на правила торговли, участвовать в разделе земли, контролировать прокладку дорог.

Что скажет партия

По мнению экспертов, нормальной работе муниципальных властей все больше мешает пресловутая вертикаль власти. «Во многих регионах самоуправление вынуждено постоянно оглядываться „наверх“. Делать не то, что они считают нужным, а то, что им скажет губернатор или какой-нибудь другой начальник», — говорит Кынев.

Это происходит там, где сложился авторитарный стиль правления, где очень сильные региональные лидеры, например на Кавказе. По словам Кынева, в таких регионах губернатор может запросто добиться отставки неугодного ему мэра.

В последнее время эта ситуация усугубляется ещё и тем, что на муниципальных выборах кандидаты баллотируются по партийным спискам. «Депутаты законодательных собраний и главы районов, естественно, будут смотреть на интересы не жителей, а партийного аппарата, — считает Лилия Шибанова. — Их избирает партия, поэтому граждане им будут безразличны». Эксперт утверждает, что такую схему можно встретить почти во всех субъектах федерации.