Колесо оборзения

Власть нашла новый способ залезть в наш карман

Минпромторг предложил специальный «утилизационный» сбор для ввозимых в страну и собираемых на российской территории иномарок. Размер его будет зависеть от возраста машины — и за «секонд-хенд» придется заплатить заметно больше. Чиновники объясняют эту меру нуждами утилизации автомобильного старья. На самом деле ситуация сложнее.

По данным министерства, ежегодно в Россию ввозится 100–150 тысяч подержанных автомобилей, за которые государство берет 35-процентную пошлину, но не менее 1,5–2,15 евро за 1 куб. см с машины-«пятилетки» и не менее 2,9–4 евро за 1 куб. см с машины старше пяти лет. Сразу после вступления в ВТО (нынешним летом) мы обязаны снизить пошлины на такие иномарки: не старше 7 лет — до 25%, но не менее 0,45–0,55 евро за 1 куб. см, а для 7-летних и старше — до 1,5–2,2 евро за 1 куб. см.

То есть удешевление будет весьма заметное. И оно, по прогнозам Минпромторга, приведет к росту «подержанного» автоимпорта в три-пять раз — до полумиллиона штук в год.

Для потребителей это хорошо: они получат подержанный, но вполне приличный товар за меньшие деньги. Но у производителей могут снизиться доходы. И эта перспектива не нравится власть имущим.

Впрочем, высокопоставленных чиновников ныне больше волнует другая, собственная автомобилизация. Ибо в связи с прошедшими парламентскими и грядущими президентскими выборами в обществе вновь поднимается вопрос запредельной дороговизны казенного автомобильного парка страны. На вполне официальные тендеры выставляются заявки на покупку супердорогих лимузинов для различных столоначальников и последующее их обслуживание.

К примеру, уже в нынешнем году российский Пенсионный фонд готов щедро выделить 4 млн 750 тысяч рублей на приобретение одного автомобиля BMW-750 Li xDrive, который должен ездить со скоростью 220 км/час с разгоном до первой сотни за 5 секунд (и куда они торопятся?), с четырехзонным климат-контролем, телевидением, современной мультимедийной системой и так далее. Чуть раньше Генпрокуратура разместила тендеры на покупку 232 автомобилей для нужд ведомства, в том числе семь автомобилей таких же BMW 750Li xDrive в максимальной комплектации ценой 5 млн рублей каждая.

Что любопытно, параллельно прокурорам поступили на расследование материалы из Счетной палаты, которая уличила саратовского губернатора Павла Ипатова не только в покупке сверхдорогого Mercedes, но и неоднократном липовом ремонте автомобиля, на что из бюджета было потрачено 5,7 млн рублей (хотя машина не попадала ни в одно ДТП). Интересно, найдут ли правоохранители в этом жульничестве состав преступления?

Таких примеров в целом по стране — пруд пруди. Но многочисленные предложения законодательно ограничить аппетиты чиновников, обязав их приобретать за казенные деньги служебный автотранспорт хотя бы (!) не дороже 1–2 млн. рублей, до сих пор не нашли понимания в структурах исполнительной и законодательной власти. Минэкономразвития, Минюст и Минфин каждый раз дают отрицательные отзывы под предлогом «неэкономичности» дешевых автомобилей. А Госдума этому радуется, ибо тамошнее начальство тоже предпочитает для служебных и личных поездок лимузины Audi как наиболее комфортные.

Зато перед дешевыми иномарками для россиян, не имеющих доступа к бюджетным миллионам, скоро опустят еще один шлагбаум.