Главная Работа Люди 08:01 08 Февраля 2013 3749
Хорошие пилоты на дороге не валяются!

Министерство транспорта приглашает в российские авиакомпании 200 пилотов – командиров экипажей. Для начала...

trud.ru

На сайте ведомства выставлен проект изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части снятия ограничений на использование иностранных граждан в качестве членов экипажей воздушных судов гражданской авиации. И хотя речь пока идет о привлечении всего 200 пилотов-гастарбайтеров, эксперты предрекают: это только начало.

Вопрос не новый, «Труд» неоднократно обсуждал проблему со специалистами. Аргументы сторон известны. Авиакомпании, и в первую очередь «Аэрофлот», жалуются на все нарастающую нехватку пилотов, прежде всего опытных командиров экипажей. Две сотни вакансий – это минимальная потребность, на самом деле она намного выше. Представители Объединенного профсоюза авиа­работников России (ОПАР), Проф­союза летного состава, эксперты и сами летчики говорят о другом: перевозчики, озабоченные только извлечением прибыли, не хотят вкладывать силы и деньги в подготовку квалифицированных летных кадров, не хотят платить пилотам по международным стандартам. А вместо этого готовы решить проблемы по обкатанному уже в других сферах российской жизни рецепту: привлечь гастарбайтеров. Тем более что безработных пилотов в мире много.

Все мы не только граждане и патриоты, но и авиапассажиры, а потому не хотелось бы сразу рвать рубаху на груди: даешь русского пилота, не полетим с иностранцем! Хотелось бы вникнуть кое в какие детали. Наши компании действительно привлекут в кабины лайнеров первоклассных пилотов из самых передовых летающих держав – Германии, Франции, США – или здесь будет как на стройплощадках или с дворниками: числом поболее, ценою подешевле? «Хорошие пилоты на дороге не валяются!» – говорили герою фильма «Мимино». «Хорошие пилоты недешево стоят», – можно продолжить эту нехитрую мысль.

После многочисленных ДТП с участием маршруток регулярно повторяется простой вывод: приезжие водители (а большинство за рулем составляют гастарбайтеры) должны обязательно подтверждать профессиональные знания и навыки по российским стандартам. Понятно, как относятся к этим возгласам перевозчики: пошумят, дескать, и забудут. Но это на земле. А в небе? У РФ и иностранных государств разная законодательная база по организации летной работы и заполнению летной документации. Где иностранные пилоты будут проходить квалификационные проверки – в России или в своей стране? И кто будет проверять? Это отнюдь не технический вопрос – от него зависят наши жизни.

Еще масса нюансов: за рубежом предусмотрена контрактная система оплаты труда, а у нас почасовая заработная плата (по Трудовому кодексу РФ недопустимо для одной и той же категории работников применять на одном предприятии разные системы оплаты). Международные медицинские требования более либеральные и весьма отличаются от требований, принятых в России. Будем смягчать? Страховые выплаты по Воздушному кодексу РФ ничтожны по сравнению с зарубежными аналогами, как при потере жизни и здоровья пилота, так и при потере им профессии. Будем увеличивать в разы?

Эти и масса других вопросов и проблем не обдумывались и не обсуждались на серьезном профессиональном уровне – во всяком случае, профессионалам и экспертам об этом ничего не известно. Похоже, Министерство транспорта, лоббируя интересы наших авиакомпаний, решило просто ввязаться в бой и посмотреть, что из этого получится...

Профессиональный пилот, руководивший к тому же высшим авиационным училищем, Александр Яковлев предупреждает:

– Иностранные пилоты не знают российского авиационного законодательства, правил выполнения полетов, инструкций по производству полетов на аэродромах. Все эти документы невозможно изучить, понять и грамотно использовать за то короткое время, на которое иностранные пилоты придут к нам работать. Слабое знание русского языка значительно ограничит «диапазон использования» и снизит общий уровень надежности экипажа. Мы даже своих граждан проверяем на знание русского языка при поступлении их в летные училища.

В Объединенном профсоюзе авиаработников нам подтвердили, что не собираются отступать от своей принципиальной позиции, изложенной еще в конце прошлого года в письме на имя президента РФ. Об этом говорит вице-президент профсоюза Олег Буленков, пилот-инструктор:

– Получается, Минтранс полностью расписывается в собственном бессилии. Это социальная дискриминация по отношению и к своим пилотам, и к пассажирам, поскольку в результате таких «титанических» усилий билеты не подешевеют, а подорожают. При этом ничего системного ведомство не предложило. Набирая иностранцев в том виде, как сегодня предложено Минтрансом, мы не решаем проблему, а загоняем ситуацию в тупик, без всякой перспективы.

Есть еще один деликатный момент, связанный с государственной безопасностью. Его затронул Альфред Малиновский, заслуженный работник транспорта:

– Во все времена летный состав проходил тщательный многоаспектный отбор, в том числе и с участием специальных служб. Это сегодня особенно важно: где гарантии, что самолет не превратится в «орудие террориста», как это случилось в США в сентябре 2001-го?

Приглашенные на работу в РФ иностранные пилоты, считают эксперты, будут иметь возможность беспрепятственного перемещения по стране и прохода на объекты с особым режимом охраны. Риски, которые возникнут при этом, лягут на ФСБ и МВД...

Итак, подытожим. Сегодня мы открываем двери иностранцам в самолеты российских авиакомпаний вместо того, чтобы попытаться выправить ситуацию, выделив финансирование на развитие отрасли, поднимать авиационные училища, наращивать их материальную базу, повышать зарплату преподавательскому составу. Гораздо проще получить все готовое, не вкладывая ни копейки. Но что потом? Такой подход противоречит всей имеющейся мировой практике, где иностранные авиакомпании финансируют подготовку собственных пилотов и прочих высококлассных специалистов. Но ведь надо не только решать сиюминутные задачи, но и хоть немного заглядывать в будущее.

Голос

Игорь Дельдюжев, глава Шереметьевского профсоюза летного состава, командир «Боинга-767»

– Вряд ли в Россию хлынет поток квалифицированных пилотов из-за рубежа – не так-то просто к нам привлечь опытные кадры из европейских стран. В случае разблокирования п. 4 ст. 56 Воздушного кодекса РФ пилоты, работающие в известных иностранных компаниях, к нам не пойдут, так как не захотят терять seniority (аналог нашей выслуги лет), корпоративные пенсии, страховки и другие бенефиты. Теоретически могут прийти те, кто не пригодился у себя в стране, или недавние выпускники летных вузов для приобретения первоначального опыта, необходимого им для трудоустройства в свои национальные компании. Разве Россия хочет стать центром подготовки чужого авиационного персонала? Та текучесть летных кадров, о которой говорит руководство «Аэрофлота», – следствие игнорирования наших требований по улучшению труда. Надо сначала навести порядок в собственном хозяйстве, а уж потом кричать: «Заграница нам поможет». Расчет на привлечение к нам русскоговорящих пилотов из стран СНГ по упрощенной процедуре получения российского гражданства неоснователен. По нашим данным, никакого избытка летного состава в СНГ нет. Да и медом у нас тут не намазано. Скажем, на дальних рейсах теперь летают не три, а два пилота, что сказывается на безопасности полетов. Мы не боимся конкуренции, но учить нужно своих! Привлечение иностранных пилотов поставит крест на подготовке собственных в учебных заведениях гражданской авиации.

Комментарии для сайта Cackle
Люди 00:10 / 17 Сентября 2021 9273
Питер всегда немного сирота

Три года Александр Беглов руководит Санкт-Петербургом. Подведем промежуточные итоги?

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
То, что Александр Беглов не слишком эффективный управленец, стало ясно еще зимой-2018/2019. Фото: Yevgeny Philippov, globallookpress.com

Две столицы — две судьбы... Совсем недавно мэр Москвы Сергей Собянин отчитывался у президента о проделанной работе. И это был бодрый отчет: столичная экономика пережила пандемию и вышла на устойчивый рост,...

Архангельский Самоделкин смастерил уникальное транспортное средство

Труд
Фото: © Ingeborg Knol, globallookpress.com

На улицах Архангельска появилось необычное транспортное средство, на фоне которого полюбили фотографироваться туристы. Покрашенный под медь самодельный экипаж приводится в движение как с помощью аккумулятора, так и обычными...

Люди 00:06 / 13 Августа 2021 8636
Юрий Деточкин наших дней

В Московской области произошла любопытная история: сотрудник одной из налоговых инспекций был отстранен от работы за то, что он оплачивал недоимки граждан... из своего кармана

Юрий Ряжский, заместитель главного редактора «Труда»
Труд
Креативность на госслужбе не приветствуется. Фото: Zamir Usmanov/Russian Look, globallookpress.com

Вам когда-нибудь приходили заказные письма стоимостью 120 рублей с извещением о задолженности... скажем, в 20 рублей? Лично мне доводилось получать подобные. И каждый раз хотелось позвонить в свою ИФНС с вопросом:...

Гендиректор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов встретился с летчиками - поговорить о зарплате

Галина Пономарева, Анатолий Журин
Труд
В пандемию ковида пилоты фактически лишились доходов. Фото: Soeren Stache/ZB, globallookpress.com

Итак, «Аэрофлот» сообщил, что на этой неделе генеральный директор авиакомпании Михаил Полубояринов встретился с летным составом и обсудил широкий круг вопросов, связанных с развитием маршрутной сети, пополнением...

Заметки со съезда Общероссийского профсоюза авиаработников

Анатолий Журин
Труд
Метеостанция на Байкале. Синоптики работают, проявляя чудеса изворотливости. Фото: Serguei Fomine/Russian Look, globallookpress.com

Подмосковье, средняя полоса России, не говоря уж о юге, в этом сезоне буквально завалены яблоками. Фермеры и дачники не знают, что с урожаем делать, — тонны фруктов выбрасываются на свалки....

«Я, как многие мальчишки, хотел быть то моряком, то летчиком, потом разведчиком», - рассказал президент России Владимир Путин

Труд
Фото: Kremlin Pool, globallookpress.com

Владимир Путин, президент России — Я, как многие мальчишки, хотел быть то моряком, то летчиком, потом разведчиком — я хотел быть и реализовал этот план. Я иногда даже удивляюсь, как так получилось. Ольга...

Ранее сообщалось о том, что она может стать послом России в Кабо-Верде

Фото: Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Заместитель председателя комитета по международным делам Государственной думы Наталья Поклонская пообещала скоро рассказать о новом месте своей работы. «Что касается меня, то очень скоро я расскажу о новом этапе в своей карьере»,...

От занимаемой должности освобожден Ростислав Рассохов

Фото с сайта Следственного комитета РФ

Президент России Владимир Путин освободил от занимаемой должности заместителя председателя Следственного комитета России, генерал-лейтенанта юстиции Ростислава Рассохова. Указ главы государства опубликован на официальном интернет-портале правовой...

В Год поддержки молодежи и общественного здоровья в Республике Узбекистан делают ставку на инновационный потенциал молодых

Андрей Князев, член Российского и Московского Союзов журналистов, действительный член Евразийской Академии телевидения и радио
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев на Форуме молодежи Узбекистана. Фото из открытых источников

В начале сентября Узбекистан отпраздновал 30-летие своей независимости. В последние годы в стране были запущены масштабные реформы, цель которых — перестроить экономику страны и привлечь в страну иностранных инвесторов. Однако, пожалуй,...

Эти отставки были предсказуемы, пишет газета «КоммерсантЪ»

Фото: Viktor Chernov/Russian Look, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин своим указом освободил от занимаемых должностей нескольких высокопоставленных сотрудников МВД. Об этом сообщает издание «КоммерсантЪ». В частности, рапорты об увольнении подали заместитель начальника...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?